Рукописи Алексея Садовского. Тетрадь 5-ая

Описание прихода

села Рогнедина Рославльского уезда, составленное диаконом села Рогнедина Алексеем Садовским применительно к программе, выработанной преподавателем Смоленского Епарх. Жен. Училища Иваном Ивановичем Орловским, для собирания сведений по описанию Смоленской епархии.

С.Рогнедино Рославльского уезда

1906 года февраля 20 дня

         Длина сего (третьего по счету на сем месте) храма Алексиевского с папертью была 11 саж., ширина – 8 саж. Паперть же, в частности, была в длину 4 арш., а в ширину 8 ½ арш. При храме три крыльца: западное с ступенями и площадкою, а боковыя, с северной и южной стороны, с фронтонами на 4-х колоннах каменных. Алтарь полуциркульный. Престол на дубовых столбцах и с верхнею дубовою доскою указанной меры,т.е., длина его 1ар.8вер,.ширина 1 ар.4 вер, вышина – 1ар.6 вер.; от царских дверей до Престола 2 ар. без вершка; от Престола до … места 3 арш., от боков Престола с правой и левой сторон до стены по 4 арш. Жертвенник также на дубовых столбцах, длина и ширина его по 1 арш.5 вершков, вышина – 1 арш.6 вер. И Престол, и жертвенник утверждены на каменном фундаменте. Вокруг всего храма ограда: наполовину железная, а наполовину деревянная меро. 78 саж. Расстояние между оградами Одигитриевской и Алексиевской церквей 7 саж. Храм внутри побелен, цоколь же внутри и снаружи окрашен серою с крапинами краскою. Кумпол и крыша покрыты листовым железом, и сделаны на всех углах водосточные трубы. Кумполы окрашены масляною краскою синего цвета, а скаты крыш – медянкою. Кумпол на главной части храма деревянный, на новой же пристройке каменный, главы деревянныя, обшиты листовым железом, позлащенныя; шейки обиты белым листовым железом. На главной части храма крест железный четырехконечный, на новой пристройке – шестиконечный, оба сквозные, позлащенные. В оной церкви двери западныя, в притворе деревянныя и таковая же на выходе столярной работы; внешния же двери железныя плотной работы, все окрашены- деревянныя в желтую краску, а железныя – в синюю. Северная и южная боковыя двери столярной работы, окрашенныя в желтую краску; внешния же двери плотницкой работы, но обиты железом и окрашены в синюю краску. Все двери растворяются на выход, на две половины; внуиренния двери имеют по одному замку, а внешния – по два. Потолок в трапезной и кумпол в главной части – деревянные, оштукатуренные.

Наружный и внутренний вид Алексиевского храма в настоящее время

       «Третий» храм, устроенный в стиле «ренессанс» помещицею А.Н. Соковниною в 1845 году, существовал в том виде, как он устроен, до 1896 года. В 1896 году в виду тесноты и других неудобств храм Алексиевский по разрешению епарх. Начальства по плану архитектора М.Мейшера был значительно расширен и существенно отремонтирован на средства церковныя и прихожан (всего израсходовано более 10-ти тысяч рублей).

        В настоящее время храм с двумя куполами – над главною частию храма и над трапезною, имеет вид корабля. Алтарный .абенд. остался прежним; расширена же средняя часть храма и западная, крыши расширена и удлинена. Длина теперь всего храма от царских врат до западных входных дверей 12 саж. 2 арш., ширина главной части храма – 5 саж. 2 арш. и трапезной – 6 саж. 2 арш. 6 вер. Освящен храм 1 октября 1896 года самолично Преосвященнейшим епископом Никанором.

       Весь храм как снаружи, так и внутри оштукатурен, стены снаружи окрашены розовою краскою. Паперть каменная длиною 3 арш., а шириною – 6 арш. При этой; церкви три крыльца: западное с тремя сходами о 8 кирпичных, оцементировнных, с железными полосами, ступенях; южное – с одними сходами, а северное – с одной площадкой, все кирпичныя, оцементованныя; все крыльца без зонтов, открытыя.

       Вокруг церкви ограда каменная; решетки на южной и западной сторонах железныя, а на северной и восточной – деревянныя, окрашены. На южной стороне ограды имеются каменныя ворота с железными растворчатыми половинами и с двумя железными калитками, все окрашено. На западной стороне по правую сторону храма – ворота железныя, по левую – деревянныя, окрашены. Столбы ограды окрашены розовою краскою и покрытии железом, окрашенным медянкою. Мера ограды: с вост. стороны — 17 саж., с западной – 22 саж., с северной – 26 саж. 2арш. и с юга – 16 саж. 2 арш. От ограды сей церкви до ограды Одигитриевской церкви 7 саж.

        В алтаре сей церкви два окна, а в самой церкви 12 окон с 6-ю вентиляторами. Эти окна с железными решетками, двойныя; в кумполе новой пристройки 4 круглых окна, двойных с решетками; в кумполе главной части 4 полукруглых без решеток окна с форточками в оных для вентиляции. В новой пристройке два вытяжных вентилятора с каменными, наподобие дымовых, трубами для удаления сырости и скопившихся вверху паров.

        Пол во всем храме деревянный на каменных столбах, в главной части постлан в елку. Отопление амосовское – имеется печь и полупечь; душников духовых: в храме пять и в алтаре – два; топка дровами в подвале под церковью; ход в подвал с навесом с южной стороны. Алтарь приподнят пред полом храма на 6 вершков; имеются два клироса столярной работы; пред …. устроены железныя решетки с тремя таковыми же дверцами. В главной части храма по обеим сторонам арки в углах устроены огороженныя, наподобие клиросов; места, приподнятыя на одну ступень против пола для помещения почетных лиц: на правой стороне – мужеского пола, а на левой – женского пола.

Алтарь

        Внутренний вид алтаря, размеры его, и равно размеры Престола и жертвенника и расстояние престола от стен и царских врат остались без изменения, как устроены в 1845 году. Под Престолом утвержден дубовый крест с мощами в серебряно-вызолоченном ящичке, положенными сюда самим Преосвящен. Никанором при освящении им после расширения сего храма 1-го октября 1896 года. Здесь же находится и другой таковой же крест с мощами от первого освящения этого храма Преосвящен. Тимофеем 6-го сентября 1845 года.

         Предалтарный иконостас столярной работы в новом вкусе, по белому лакированному полю украшен резьбой, с колоннами и круговым карнизом; резьба, капители, карнизы, рамы и др. украш. позлащены. Иконостас двухпоясной из 21 иконы, написан вновь на средства жителя торгового села Рогнедина Рославльского 2-й гильдии купца Якова Евтихиева Кондратьева в 1896 году и стоит более 2000 руб.серебром. все иконы искусной живописной работы. Иконы же от иконостаса 1845 года размещены в трапезной части храма на восточной стене по обеим сторонам арки.

         Антиминс на Престоле Алексиевского храма шелковый желтого цвета, священнодействован 1896 года 16-го числа месяца июня от сотворения мира 7404 г. Преосвященнейшим Епископом Смоленским и Дорогобужским в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы,а выдан в церковь Алексиевскую села Рогнедина 1896 года октября 1-го дня.

Из икон Алексиевского храма замечательны:

        1, Древняя храмовая икона Святителя Алексия Митрополита Московского

Во весь рост в большом виде. Нужно полагать, что эта икона существовала еще в храме, находившемся в «княжеской местности» между деревнями Гатьковом и Пузынином, и перенесена в Рогнедино в начале 18 века. На ней риза была разноцветного стекляруса, но с устройством в 1845 году нового («третьего» по счету на настоящем месте) храма сделана риза была белой меди, посеребряная с камнями и стразаим. Высота иконы 1 арш. 13 верш., ширина 14 верш. Помещается в настоящее время эта икона на восточной стене трапезной части храма, второю справа от арки. Вероятно, эта икона с стеклярусною ризою перенесена из храма от Пузынина и, как известно, находилась в «первом» приходском храме ( в теперешнем торговом селе Рогнедине), бывшем на сем месте, что во имя св.мучеников Флора и Лавра, потом находилась во «втором», перестроенном в кладбищенский и освященном во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского; в 1791 году по благословению Преосвященнаго Парфения, епископа Смоленского. Промыслу Божию угодно было, чтобы и на новом месте храм, хотя бы и кладбищенский, был посвящен имени Св. Алексия Митрополита, с именем которого связано предание жителей прихода села Рогнедина.

           2. Икона Казанской Божией Матери — на ней поля и венец с камнями, риза унизана бусами, а над нею врезана в киот икона Владимирской Божией Матери в малом виде, поля и венец на ней серебряно- вызолоченные, риза унизана мелким жемчугом, длина 2 ½ вершка, ширина 2 вершка. При этой же иконе Казанской Божией Матери вверху врезаны в киот по обеим сторонам иконки Владимирской Божией Матери два креста серебряных позлащенных с мощами. В одном кресте с правой стороны, а если смотреть на икону, то с левой стороны, помещены: I.Часть Древа Креста Господня; II.Часть Ризы Господней (празд. 10 июля и 10 окт.); III.Мощи святых: а) Ап.и Ев. Матфея (9 авг.), б) Иоанна Златоуста (27 января), в) Вукола еписк. Смирнского (6 февраля), г) Преп.Параскевы (14 октября), д) Пр.Кирилла Новоозеского (4 февраля), е) великомуч. Меркурия (24 ноября), ж) муч.Кирика (15 июля), з) великомуч. Варвары (4 дек.), и) священномуч. Афиногена (16 июля), i) муч. Кириака (2 мая), к) преп. Максима Исповедника (21 января). Мощи под литерами от а до д, а также часть Древа Креста Г-ня и часть Ризы Г-ней помещены в правом рогу Св.Креста; мощи под литер. От е до з включ. в левом рогу Св.Креста; а остал. частицы мощей – по линии сверху до низу. В другом же кресте с левой стороны, а если смотреть на икону, то с правой стороны, помещены частицы мощей: а) пр.Саввы освященного (5 декабря) и б) преп.Нила Столобен (27 мая). Сверху того и другого креста приделаны колечки как бы для того, чтобы носить их, кресты, на шее. Размер Казанской иконы Божией Матери: вышина – 10 верш., шир. – 8 ½ верш.

      Как обе иконы Божией Матери, так и кресты с частицами мощей очень древния; пожертвованная в этот храм храмоздательницей А.Н.Соковниною икона Казанской Божией Матери ранее помещалась за Престолом на особом столике, а с 1896 года помещена в особый киот в колонне трапезной части расширенного храма.

       До 1895 года Протоиерей А.Вершинский часто по просьбе прихожан спускал с одного из крестов, к котором находится часть Древа Креста Господня, воду, которую давал пить не только недужным младенцам, страдавшим различными внутренними болезнями, преимущественно бессонницею и «младенческою», но и взрослым больным, а также и окроплял этою водою больных. Нередко случалось, что, по вере просящих, болящие получали исцеление от своих недугов. Со смертию же прот. Вершинского обычай этот, к сожалению прихожан, упразднен священниками.

        3. Икона Св.Арсения, епископа Тверского (2 марта), Икона эта: высотою 8 верш., ширин. 6 вершк., без ризы. Св.Арсений изображен во весь рост в архиер. облачении. В иконе этой с левой стороны (если смотреть на икону) врезана частица мощей сего святого, коего мощи почивают в в Желтиковом монаст. Тверской губ. Икона помещена в киоте на той же колонне, где и икона Казанской Божией Матери.

       Вот все, что заслуживало внимания сказать о двух храмах села Рогнедино – Одигитриевском и Алексиевском.

Из священных предметов по древности и ценности замечательны:

      I.Антиминс

       На главном Престоле – Одтгитриевском – хранится без употребления при священнодействии старинный антиминс с зашитыми в нем св. мощами.

       Антиминс этот шелковый белого цвета священнодействован Членом Св. Синода Преосвящ. Парфением, Епископом Смоленским и Дорогобужским лета мироздания (7299), от Рождества же Христова (1791), мес. мая 26 день, для священнодействия во храме Свят. И Чуд. Алексия Митр. Москов.; по бокам антиминса написано: « Рословской округи в село Рогнедино в новопостроенную кладбищенскую деревянную церковь. Дан 1791 Маiа 26 дня».

II. Евангелия:

      1.​ Пасхальное – употребляется только в пасхальную неделю и в день Пятидесятницы. Дубовыя доски обложены серебряно-вызолоченным окладом (чеканки 1804 года); печатано в полулист, с кинов., на александрийской бумаге в Москве от сотворения мира 7309 г., от Рождества Христова 1800 г.,инд.4 мес.ноября, всего 248 полул. Высота евангелия 12 вер., ширина 8 вер., толщина 2 ¼ вер. На передней доске 5 финифт. изображ. в кругах со стразами и камнями вокруг и коронами сверху финифт. кругов. Посредине: Спаситель, сидящий на Престоле с предстоящими – Божией Матерью и Иоанном Предтечею, а по углам 4 евангелиста с ветхозаветн. символами. На нижней доске вычеканен лежащий патриарх Авраам с исходящим из его лона родословным деревом. На двух серебр. застежках вычеканены св.апостолы Петр и Павел.

      2.​ Тоже пасхальное. Это евангелие употребляется только на литургии в Великую Субботу, в пасхальную же неделю стоит для украшения на Престоле. Оно в серебр.окладе; на передней доске по углам вычеканенные евангелисты, а посредине – накладное «Воскресение Христово»; на нижнее же доске чеканное изображение Креста Господня с орудиями Страстей Господних. Евангелие это в полулист с кинов., печат. в Москве 1766 г., инд.15 мес.Окт.от сотворения мира 7205, высота его 11 вер., ширина 7 ½ вер., толщ.2 вер.

       3.​ Евангелие с серебр.вызолоч. доск. в ¼ листа с киноварью, с прилож. евангелий, чтимых в Св. Вел. Четв. на литургии на омов. по омовении ног и во Св. Вел Пяток на утрени 12 евангелий Св.Страстей Господа Бога и Спас. нашего Иисуса Христа и на вечерни в той же Вел. Пяток. 457 стр.+ 33 стр. Напечат. в Москве от сотворения мира 7298 г., от Рожд. же Христова 1789 г.,инд.8,мес. Ноября. На верхней доске 5 выпуклых чеканных изображений: посредине – Спасителя, сидящего на Престоле, без митры; по углам же 4 евангелиста; на нижней доске вычеканен патриарх Авраам, угощающий Св.Троицу в виде трех странников под дубом Мамврейским. Высота евангелия 7 ½ вер., шир.5 ¼ вер., толщ.2вер.

       4.​ Евангелие в бархатном окладе. На верхней доске 5 финифт. изображений в кружках с стразами; посредине – Воскресение Христово, а по углам 4 евангелиста; вверху же сверх того, чеканное изображение Бога Отца с исходящим Св.Духом; на нижней доске чеканное изображение Креста Господня с орудиями Страстей Господних. Евангелие в полул. на александрийской бумаге, с кинов., печат. в Москве Синод. Типогр. 1847 г.,инд.5 мес.июля от сотворения же мира 7355 г.

        5.​ Самым древнейшим евангелием в Рогнедине считается евангелие, находящееся в Флоро-Лаврском Приделе Одигитриевского храма. Дубовыя доски облачены старым черным бархатом с сребр.накладками; в 1/8 листа, с кинов., 457 листов. На передней доске: посредине – Распятие Спасителя с предстоящими при Кресте – с одной стороны –Божией Матери и Марии Магдалины, а с другой – Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; по углам 4 евангелиста. На заглавном листе напечатано: «Во славу Человеколюбца единаго триипостаснаго Бога Отца и Сына и Св.Духа напечатася в типографии царствующаго великого града Москвы: Повелением Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и Белыя России Самодержца при Благороднейшем Государе нашем Царевиче и великом Князе Алексее Петровиче Благословением же преосвященных архиереев между патриаршеством в лето от сотворения мира 7209 г., от Рождества же по плоти Бога слова 1701 г.,ин. 9,мес. Августа».

III. Пасхальный сосуд (потир) или чаша

      Диаметр его вверху 3 ½ вер.,внизу 5 вер., высота сосуда 10 ½ вер. Верхняя часть сосуда поддерживается вылитым из серебра ангелом. Вокруг верхней части 4 финифт.священ. изображения с белыми и зелеными стразами и камнями: а) Спасителя, сидящего на Престоле в архиерейском облачении и с митрою; б) Иоанна Предтечи; в) Божией Матери и г) Распятия Спасителя. По нижнему ободу тумбы (нижней части чаши) тоже 4 финифт. свящ.изображ. с белыми стразами: а) Благовещения Пресвятой Богородицы; б) Рождества Спасителя; в) Входа Господня в Иерусалим; г) угощения Авраамом трех странников. Повыше, на парусах тумбы, под ангелом помещены след.финифт.изображ.: моление Спасителя о чаше; положение Его во гроб; несение Им Креста и Тайная вечеря. Весу в сосуде с принадлежностями к нему – дискосом, звездицею и лжицею – 10 фен.13 зол.

IV. Пасхальный Крест

       Крест этот с прикрепляемым к нему трикирием серебр.-вызолоченный, с стразами вокруг финифтевой накладки посредине – Распятия Спасителя. На рогах Креста финифт. накладки: вверху – Бога Отца; внизу – Адамовой главы и моления о чаше, а по бокам Распятия – Божией матери и Иоанна Богослова. На оборотной же стороне Креста находятся изображения: в средине, в финифтевом кресте со стразами – Св.Архангела Михаила, Св.Марии Магдалины и Св.Лонгина Сотника; на рогах Креста: вверху – Св.Дух; внизу, под крестом, изображены храм и дом с надписью: «Богу тако изволившу». Справа и слева Креста: Св.Иоанн Предтеча и Св.Ап.Петр; а в самом низу – Св.Николай Чудотворец. Над изображением арх.Михаила надпись: «Кто яко Бог». Даты сооружения Креста не сохранилось, или же она от времени истерлась, но нужно полагать, что он устроен и пожертвован в начале 19-го столетия. Высота Креста 10 ½ вер., ширина 7 вер.; весу в нем 4 фун.58зол. По преданию, Пасхальное евангелие 1800 года, Крест пасхальный с трикирием и потир пасхальный с прибором пожертвованы в Одигитриевский храм в начале 19-го столетия строителем означенного храма Николаем Федоровичем Бородовицыным, и стоимость этих вещей по тогдашнему курсу простиралась до 2000 тысяч рублей сер.

Крестные ходы

         Крестные ходы в селениях прихода села Рогнедина установлены сравнительно в недавнее время, во второй половине 19-го столетия, по инициативе свящ.Николая Вершинского по разным случаям, как то: по случаю пожара, бывшего 29-го июня в день св.Апостолов Петра и Павла в 1860 году, и холеры, бывшей в 1848 году, а также по случаю бывших скотских падежей и градобитий. В посаде Рогнедине крестный ход бывает 29-го июня; к этому времени по желанию жителей посада в последнее 10-летие ежегодно приносится из села Фошни Брянского уезда явленная чудотворная Икона Св.Николая, современная иконе Свенской Божией Матери. Фошнянскую икону Св.Николая приносят в Рогнедино или дней за 10 до 29 июня, или же дня за два. Все жители посада или до крестного хода, или же после оного принимают эту икону в свои дома и служат или молебны, или акафисты, а более состоятельные – всенощные бдения Св.Николаю. 8-го июля крестный ход бывает в селе Рогнедине Малом (так называются три деревни: Могилевка, Пузынино и Лепешкин Конец); 20-го июля – в деревне Ормине; 24-го июля – в деревнях Гатькове, Кузеневке и Кузеневке Малой; в селе же Рогнедине (не посаде, а деревне) крестный ход бывает или до храмового праздника Одигитрии Смоленской Иконы Божией Матери (28-го июля) в предшествующее воскресение, или же после 28-го июля в первое воскресение.

Местные праздники

        Местные праздники в приходе села Рогнедина следующие:

I. Храмовые праздники:

        1. В честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской – 28 июля. Пред литургиею бывает водоосвящение в храме, с перезвоном, а после литургии – крестный ход вокруг Одигитриевского храма, с чтением 4-х евангелий на 4-х сторонах храма. После же литургии причт во главе с священником ходит со Св.Крестом и св. водою по домам прихожан, жителей посада для поздравления с праздником, причем поется только тропарь Пр.Богородицы, ектения и величание.

        2. В честь Св.муч.Флора и Лавра, в приделе Одигитриевского храма, 18 –го Августа. В этот день ежегодно бывает особенно громадное стечение народа, главным образом мужчин, для служения молебнов Св.муч.Флору и Лавру пред глубокочтимою иконою этих святых. Богомольцы стекаются в Рогнедино не только из Рославльского и Ельнинского уездов Смоленской губ., но и из соседних уездов: Брянского Орловской губ. и Мосальского и Жиздринского Калужской губ., чтобы отслужить молебен святым, дабы эти святые молили Господа об избавлении от всяких бед и напастей, а главным образом, чтобы было благополучие в лошадях. В храме в это день народу перебывает более 2-х тысяч человек. В посаде бывает большая однодневная ярмарка, причем очень бойко торгуют лошадьми. Народу стекается на ярмарку до 8-ми тысяч, иногда же более, а иногда – менее. Весь приход села Рогнедина, кроме посада, служит по своим домам молебны св.муч. Флору и Лавру, преимущественно по праздничным дням, с акаф. Успению Божией Матери, начиная с 15-го Августа и после Флорова дня до 1-го Сентября.

         3. В честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца – 12-го Февраля и 20-го Мая. Причем, 12-го Февраля, в день преставления святителя Алексия (1378 г.) совершается во храме всенощное бдение с акаф. Св.Алексию после 1-го часа, после же литургии – молебен Св.Алексию с произношением обычного многолетия; 20-го же Мая, в день обретения мощей Св.Алексия (1431 г.), богослужение совершается торжественнее. Так, кроме акафиста Св.Алексию после 1-го часа, пред литургией совершается водоосвящение в храме, с перезвоном, а после литургии по совершении храмового молебна причт ходит в посаде по домам прихожан со св. крестом и со св. водою для поздравления с праздником.

II. Особенно чтимые праздники, кроме храмовых:

        1.​ 10-го февраля – в честь «Огневидной» иконы Божией Матери; совершается всенощное бдение Божией Матери по общей линии с чтением акафиста (Одигитриевского) пред иконою.

        2.​ 16-го июня – в честь Преп. Тихона Калужского. Чуд.; совершается полиелейная служба святому с чтением акафиста пред иконою преподобного.

        3.​ 26-го июня – в честь иконы Божией Матери Тихвинской; празднование в Рогнедине установилось с 1863 года; накануне этого дня к всенощной и в самый праздник к литургии стекается много народа из окрестных селений, нередко верст за 40, преимущественно лица женского пола, чтобы отслужить молебен пред Тихвинскою иконою Божией Матери. Особенность богослужения: с вечера бывает торжественное всенощное бдение с благословением хлебов, и утром в 5 часов совершается водоосвящение и освящение крестиков для продажи,а затем начинается беспрерывное чтение акафистов пред иконою Божией Матери, литургия в этот день начинается не ранее 10 или 11 часов утра.

        4.​ 8-го июля – в честь Казанской иконы Божией Матери, совершается всенощное бдение с чтением акафиста.

        5.​ 12-го июля – в честь иконы Божией Матери «Троеручицы», всенощное бдение совершается по общей линии с чтением акафиста.

        6.​ 19-го июля – в день обретения мощей преп. Серафима Саровского Чуд. – совершается полиелейная служба с чтением акафиста преподобному по особой книжице.

        7.​ 20-го июля – в честь св.пророка Илии – совершается бдение с чтением акафиста сему святому.

        8.​ 24-го июля – в честь святых страстотерпцев благов. Российских князей Бориса (Романа) и Глеба (Давида) – совершается служба с полиелеем и молебном пред иконою сих святых. Особенно чтится этот праздник издревле крестьянами деревни Гатьково, близ которой находилась некогда усадьба княжны Рогнеды.

        9.​ 27-го июля – в честь св.великомуч. и целителя Пантелеймона – совершается полиелейная служба с чтением акафиста пред иконою сего святого; празднование установлено с 1884 года.

        10.​ 4-го сентября – в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» — совершается полиелейная служба по особой книжице с чтением акафиста.

        11.​ 6-го декабря – день преставления святителя Николая; после торжественного богослужения в храме причт совершает служение акафистов св.Николаю в д.Гатькове по домам крестьян (35 дворов).

Особенности церковных и приходских служб

        На Святой Пасхальной неделе причт по всему приходу служит молебны и акафисты: Спасителю или Воскресению Христа (соч. барона Нольде), реже – Живоносному Гробу и Воскресению и пр.Богородице –Одигитрии- а также и водосвятия. Причем, когда придел был однокомплектный, св. иконы всегда ставились в храм в Фомино воскресенье вечером; при двух же священниках служение св. молебнов оканчивается не позже пятка св.недели. На Святках же по всему приходу, т.е. как по посаду, так и по селениям каждый священник в своем приходе с причтом ходит со св. Крестом для Христославленья, причем оба священника оканчивают славленье на третий день. В день же Крещения Господня 6-го января священники ходят со св.Крестом и св. водою лишь в посаде по домам прихожан, каждый по своей части прихода. Кроме того, по установившемуся с 1870-х годов обычаю причт в день Нового года – 1 января во главе с священником со св. Крестом посещает около 40 домов почетных и более состоятельных жителей посада, причем поется в доме тропарь Св. Василию Великому и Обрезанию Г-ню и величание святителю.

       К богослужению утреннему за исключением некоторых дней во весь год в будние дни звон производится в 6 часов утра, а в воскресные и праздничные дни – в 5 часов утра; к вечерне же от Пасхи до сентября – в 5 часов вечера, а с сентября до Пасхи – в 4 часа вечера. «Царские часы» в навечерия Рождества Христова и Крещения Господня и в Великий Пяток отправляются по уставу торжественно при значительном стечении народа в 8 часов утра. Так называемое «Андреево стояние» (чтение Великого канона) – в четв. 5-й нед. Великого Поста и чтение Страстей Христовых в Великий Четверток совершается также с особенною торжественностью, длительным пением и благолепием всегда накануне этих дней с 8 часов вечера до полуночи; ранее же до 1895 года эти богослужения начинались накануне в самую полуночь и продолжались до 4 часов утра. В Великий пост богослужение в храме села Рогнедина начинается с понедельника 1-й седм. Великого поста и неопустительно бывает до самой Пасхи. Нередко также бывают здесь и заказные сорокоусты по усопшим, так что в иные годы богослужение не совершается в год не более 60 дней, а около 300 дней бывает служба в храме.

        Касательно выноса из Алтаря и из храма плащаницы и обнесение оной вокруг храма здесь существует такой обычай: а) в Вел Пяток на вечерне после «ныне отпущаеши…» во время пения погребального «святой Божие…» и при печальном перезвоне священник снимает с престола плащаницу, обносит ее вокруг престола, выходит северными дверями алтаря и ставши пред Царскими дверьми, произносит «премудрость просишь…», затем, в предшествии запрестольного креста и хоругвей при продолжительном печальном перезвоне выходит северными дверьми храма и обносит плащаницу однажды вокруг храма при пении тропаря «Благообразный Господь», а потом по входе в храм западными дверьми полагает ее на катафалк посреди храма; б) в Великую же Субботу по окончании славословия великого священник снимает плащаницу с катафалка и в преднесении Св.Креста и хоругвей выносит оную западными дверьми храма, и при пении погребального «Святой Божие» и печальном перезвоне обносит оную вокруг храма два раза в знак двоеденствия Спасителя во гробе, а затем, войдя в храм опять-таки западными дверьми, произносит: «Премудрость, прости…». Певчие поют по одному разу тропарь «Благообразный Господь» и другие два, а священник полагает в это время плащаницу на катафалк.

20-й пункт. Церковно-приходского попечительства нет, но при церкви издавна существует богодельня, в которой имеется помещение для двух церковных сторожей, и живут пять престарелых женщин разного сословия, питающихся мирским подаянием; отопление же от церкви. Настоящая богодельня с поветвью и сараем для хранения дров перенесена сюда с прежнего места, на котором устроена двухклассная церковно-приходская школа на заарендованном у генерал-майора Ф.Н.Добрышина 29 авг. 1895 года в количестве 175 ½ кВ. сажен с платою по 8 руб.сер. в год. Здание деревянное, крытое толем и дором, расположено по отношению к церковно-приходской школе на восточной стороне, а по отношению к ограде Одигитриевского храма – против северо-восточного угла ограды.

21-й пункт. Церковныя земли, угодья и доходныя статьи. История их и современное состояние.

         I. Церковной земли, усадебной и пахотной, коею пользуется причт, состоит по 6-ти планам: 46 десятин 1254 кв.саж. а именно: по 1-му геометрическому специальному плану межевания, учиненного 2 окт. 1779 года, под поселением, огородами, гуменниками и конопляниками – 2дес.1336 кв.саж. По 2-му плану (2-ое поле – Байгары) межевания, учиненного 4 окт.1779 года – 6 дес. 2321 кв.саж. пахотной земли. По 3-му плану (3-е поле- Чернево или Мошки) межевания, учиненного 2 сент.1779 года: пахотн. 6 дес.2321 кв.саж. и сенного покоса 2250 кв.саж., а всего 7 дес.2171 кв.саж. По 4-му плану (Клин) межевания, учиненного 2 сент.1779 года, пашни – 14 дес.1320 кв.саж. По 5-му плану (5-е поле – Утвино) межевания, учиненного 2 сент.1779 года: пашенной земли 8 дес.1888 кв.саж., сенного покоса – 1 дес.1200 кв.саж.и под оврагом Утвином 500 кв.саж.,а всего – 10 дес.1308 кв.саж. По 6-му плану (поле угловое к владельческой роще) межевания, учиненного 17 авг.1850 года, пахотной земли – 4 дес.

        Вся эта земля находится в 5-ти разных противоположных местах и расположена между либо владельческой, либо крестьянской землей и для обработки не вся удобна. По преданию до генерального межевания в1779 году земли у причта было до 700 десятин; она отошла к владельцам, почему отошла – неизвестно. По 5-ти планам (2-6), кроме 1-го плана на селидебную землю по разрешению Епарх. начальства в июле 1904 года казенным землемером Флоровым произведено восстановление границ и межевых знаков. План же на селидебную землю находится с августа 1895 года в Смоленском Окружном Суде по случаю возникшего судебного дела по размежевке усадебной земли между землевладельцами села Рогнедина Д.Н.Соковниным и Ф.Н.Добрышиным.

        II. Кроме вышеозначенных 6-ти планов на церковную землю, коею пользуется причт, имеются еще следующие планы и документы на участки земли, принадлежащие церквам:

а) по прошению причта и церковного старосты с.Рогнедина из Смоленского Губернского Правления по Губернской Чертежной выдан 30 сент. 1896 года за № 3294 за надлежащей подписью с приложением казенной печати второй экземпляр геометрического специального плана Смоленской губернии Рославльского уезда дачи, образовавшейся по специальному межеванию под названием села Рагредина общего владения гвардии капитан-лейтенантши Анны Ивановой Дудинской и девицы Александры Николаевны Соковниной, обмежеванного генерально в 1779 году октября 7 дня; ситуация же на плане нанесена по вновь проведенному межеванию 17 авг.1850 года. По этому плану под церковью Флоро-Лаврскою, на месте которой возникла Алексиевская церковь (так как в1779 году Одигитриевской церкви еще не существовало) с кладбищем при ней, значится 2200 кв.саж.

б) по просьбе причта и церковного старосты казенным землемером Смоленского губ. правления Флоровым согласно измерению составлен план по натуральному показанию магнитной стрелки 6 июля 1904 года трех участков земли, причем: № 1 под кладбищем, существующем с 1812 года, состоит земли 1170 кв.саж.; № 2 под Одигитриевскою церковью и церковищем (цвинтарь) – 350 кв.саж. и № 3 под Алексиевским храмом и упраздненным кладбищем при нем – 360 кв.саж. По плану же 1779 года октября 7 дня значится под Алексиевскою церковью, бывшею Флоро-Лаврскою, 2200 кв.саж., следовательно в настоящее время при Алексиевском храме недостает земли 1840 кв.саж.

в) по условию, подписанному 25 авг.1895 года, с одной стороны генерального штаба полковником (ныне генерал-майором) Фил.Никол.Добрышиным, а с другой – церковным старостою Одигитриевской церкви с.Рогнедина рославльским 2_й гильдии купеч. сыном Мих.Яков.Кондратьевым, г.Добрышиным уступлено безвозмездно в смежности с старым погостом (существующим с 1812 года) место под кладбище мерою 644 кв.саж. из принадлежащей ему, Добрышину, земли в с.Рогнедине.

г) по условию, заключенному и подписанному 22 окт.1895 года с одной стороны – генерального штаба полковником (ныне генерал-майором) Фил.Никол.Добрышиным, землевладельцем с.Рогнедина, а с другой – священно- и церковнослужителями и церковным Старостою Мих. Яков. Кондратьевым с.Рогнедина Рославльского уезда – г.Добрышиным уступлен безвозмездно в вечное владение участок земли в селе Рогнедине по Орминской улице, рядом с оградою на северной стороне Одигитриевского храма мерою 13 саж., считая от угла богодельни (в 1900 году перенесенной на другое место) вдоль церковной ограды на северной стороне Одигитриевского храма и 13 саж. по улице, считая от того же угла богодельни (а с 1900 года – от угла палисадника церковно-приходской школы, устроенной на месте богодельни), 13 саж. имеют и две другие стороны – поперечная и продольная; так что весь жертвуемый участок составляет мерою 169 кв.саж.

      Таким образом, в настоящее время в натуре по планам и условиям состоит при храмах села Рогнедина земли:

1.селидебной и пахотной в пользовании причта – 46 дес.1256 кв.саж.

2. под двумя храмами, Одигитриевским и Алексиевским (350+360) – 710 кв.саж.

3.под двухклассною церковно-приходскою школою – 169 кв.саж.

4.под погостом (кладбищем), старым и новым (1170+644) – 1814 кв.саж.

А всего земли 47 дес.1549 кв.саж. Недостает же земли при Алексиевском храме – 1840 кв.саж.

Капиталы церкви и причта

         Всего капиталов в процентных бумагах (главным образом – в госуд. 4%-й ренте) и по сберегательным книжкам на имя церквей, Одигитриевской и Алексиевской, и причта более 15 тысяч руб.сер., в том числе неприкосновенных, на вечное время %%-ми, с коих должен пользоваться причт села Рогнедина, 2730 руб.сер. Главный вклад, в количестве 10 тысяч, сделан по завещанию, совершенному в 1891 году покойною княгинею Анною Ивановною Контакузен с тем, чтобы с 8-ми тысяч %%-ми пользовался храм, а с 2000 рублей – причт.

Кладбище

        На северной стороне Одигитриевского храма в расстоянии 100 саженей по Орминской улице, на краю посада по направлению из Рогнедина в дер.Омино с правой стороны расположено единственное для всего прихода кладбище. Хоронить усопших начали здесь, как передают старожилы, не ранее 1812 года; посреди кладбища устроена деревянная каплица, обшитая тесом. С правой стороны ея погребены все диаконы, а на восточной стороне каплицы – все псаломщики, окончившие жизнь на службе в Рогнедине после 1812 года; возле же храмов погребены лишь священники с своими семьями, да те диаконы и псаломщики, кои умерли ранее 1812 года, да кроме того, храмоздатели, дворяне и те их прихожан, которые сделали какое-либо пожертвование или вклад в пользу храмов или причта. С начала же 18-го столетия и до первой четверти 19-го столетия обширное кладбище существовало в селе Рогнедине близ Флоро-Лаврского (а с 1792 года – кладбищенского Алексиевского) храма. Здесь погребались не только прихожане теперешних деревень, но и крестьяне села Гатькова (Мозалева тож) и дер.Яблони Брянского уезда, как принадлежавшие к приходу села Рогнедина до перечисления Рогнедина из Брянской в Рославльскую округу в конце 18-го столетия и до устройства в селе Гатькове особого храма и прихода, в состав которого только и вошло два селения: Гатьково (Мозалево) и Яблонь. В настоящее время большая часть кладбища находится вне южной части ограды Алексиевского храма и отошла под площадь, которая не находится во владении церкви, хотя по владельческим планам под Алексиевским храмом с упраздненным при нем кладбищем должно быть 2200 кв.саж., но в натуре состоит лишь 360 кв.саж.

       Вышеупомянутое настоящее общее церковное кладбище вместе с уступленным г.Добрышиным по условию от 25 авг.1895 года, прирезанным с востока участком земли тоже под кладбище, составляет следующие размеры: вдоль Орминской дороги с поперечной западной стороны – 33 сажени; с восточной поперечной – 26 саж.; в длину, считая от лицевой ограды кладбища, что вдоль Орминской дороги по церковной меже, с севера – 64 саж; по противоположной, южной, стороне – 59 саж.; так что все кладбище составляет мерою 1814 кв. саж. Без прирезки же г.Добрышина кладбище имело такие размеры: на западе – 33 саж., на востоке – 31 саж., на севере – 39 саж.и на юге – 38 саж.

22-й пункт. Все жители прихода села Рогнедина составляют отрасль великорусского племени, и разговорный язык их можно сказать, чистый; отличаются религиозностью и все, за малым исключением ежегодно исполняют долг говения, хотя большинство прихожан – крестьян редко посещают храм Божий. Сектантства в приходе нет, из раскольников же австрийского священства проживает в Рогнедине одно лишь семейство, да и то четверо последних детей крещены по православному обряду. Главная язва прихода – пьянство и сквернословие, с которыми очень трудно бороться.

23-й пункт. Крестьяне живут общинами, но заметно у них стремление к подворному, хуторскому владению. Бытом, нравами, обычаями, языком прихожане села Рогнедина ничем не отличаются от жителей соседних приходов; равным образом склонны они и к суевериям; многие еще и теперь верят в колдунов и ворожей. Пропадет ли (т.е. украдет ли кто), например, лошадь, заболеет ли ребенок в семье, приключится ли кому-либо непонятная болезнь (приписываемая порче) – они спешат к ворожее или к колдуну; в пятницу хотя и работают, но не прядут и не пашут у себя, но у других «на толоке» и эти работы исполняют в пятницу. Но нужно надеяться с Божиею помощью, что недалеко то время, когда с распространением всеобщей грамотности в народе должны будут сами собою исчезнуть в нем и эти последние печальные остатки язычества.

24-й пункт. Причт в прошлом и настоящем. Какие и когда были в древнейшее время священно- церковнослужители в период времени с 12-го века до 1748 года – неизвестно. Из ставленнического в консисторском архиве дела видно, что в с.Рогнедине при Флоро-Лаврской церкви в 1748 году был полный комплект причта, состоявший из священника, диакона, дьячка и пономаря. С 1748 года сведения о священно-церковнослужителях являются уже более или менее определенными, каковыя и помещаются ниже:

I.Священники

В 1748г.

       1.Василий Иванов При них, вероятно, перенесена церковь в Рогнедино

       2.Савва Иванов из княжеской местности между дер.Гатьковом и Пузынином

       3.Феодор Евдокимов, из диаконов сего же села Рогнедина; в 1779 году значится его подпись как священника под 5-ю планами и межевыми книгами на церковную землю; умер и погребен в Рогнедине в 1788 году 57 лет от роду. При нем в 1779-1785 гг. устроен и освящен Одигитриевский храм. Жена его Евдокия Иларионова умерла в 1784 г.,64 лет от роду.

      4. Тимофей Яковлев Мурашкин, из шляхтичей Смоленской губ.; был диаконом в Покровской церкви гор.Смоленска, посвящен во священники в Рогнедино в 1788 году. До посвящения во диакона был келейником у Преосвященного Парфения, умер 25 ноября 1807 года 48 лет от роду, погребен против юго-восточного окна Одигитриевского храма. При нем в 1791 году перестроен Флоро-Лаврский храм (второй по перенесении из княжеской местности междк дер.Гатьковом и Пузынином в Рогнедино) в кладбищенский Алексиевский по благословению Преосвященного епископа Парфения; жена его София Иванова, Ельнинской округи, священническая дочь, умре(?).

      5. Иаков Косьмин Руковский, сын пономаря села Надвы Смоленского уезда; студент философии; был диаконом Соборной Благовещенской г.Рославля церкви, где был и законоучителем народного училища. В 1808 году рукоположен во священники в Рогнедино, уволен по болезни за штат в 1825 году; умер (обвесился в овине во время горячки) 22 мая 1844 года на 60-м году от роду; имел крест в память Отечественной войны 1812 года. Погребен на северной стороне Одигитриевского храма, против алтаря. Жена его София Васильева, села Лугов Рославльского уезда, дочь священника, по ревизской сказке от 18 октября 1815 года значится ей 26 лет, умерла между 1850 и 1858 годами.

      6. Николай Григорьев Вершинский, сын священника села Бернович Поречского уезда и зять священника села Рогнедина Иакова Руковского. Окончил курс Смоленской Дух. Семинарии 15 июля 1823 года; 30 ноября 1823 года посвящен Епископом Иосифом во священники к Соборной церкви гор.Духовщины. 24 сентября 1825 года перемещен в Рогнедино на место своего тестя; в 1862 году уволен за штат; умер 21 декабря 1869 года в воскр. на 70-м году от рождения, погребен 24 декабря на северной стороне алтаря Одигитриевского храма. Имел камилавку, крест на Владимирской ленте в память Севастопольской войны 1854-55-56 годов и был 11 лет благочинным. При нем в 1841-1845 гг. устроен в Рогнедине новый каменный теплый кладбищенский Алексиевский храм (третий по счету на сем месте), а 17 августа 1850 года прирезано по 6-му плану причта 4 десятины пахотной земли, граничащей с 4-м полем (клином) церковной земли.

        7. Протоиерей Андрей Николаев Вершинский, сын священника сего же села, родился 1-5 октября 1829 года. Окончил курс Смоленской Дух. Семинарии 15 июля 1853 года с аттестатом 2-го разряда; 8 ноября 1854 года посвящен во священники к церкви села Николе-Ядревич Духовщинского уезда; там, в Н.-Ядревичах, получил в память Севастопольской войны наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте, возложенный на него лично Епископом Тимофеем. 2 марта 1862 года резолюциею Епископа Антония перемещен в село Рогнедино, на место своего отца. С21 декабря 1872 года до 1884 года по избранию духовенства был благочинным. В сан протоиерея возведен 28 мая 1895 года; умер скоропостижно от разрыва сердца 25 августа 1895 года и погребен 27 августа в склепе близ Алексиевского храма против северо-восточной части алтаря. В Рогнедине священствовал 33 года, имел камилавку, орден Св.Анны 3-й степени и наперсный крест за заслуги по гражд. ведомству. Отличительною чертою его было: истовое усердное служение в храме Божием; прекрасный голос – тенор; отличное знание старинных нотных, по обиходу, напевов; всегда веселый и ласковый вид; тесное сближение с приходом и хлебосольство. При нем в 1895 году, в последний год его жизни, начато расширение Алексиевского кладбищенского храма. Собственной земли в Рославльском и Брянском уездах имел более 25 десятин. Более 25 последних лет жил не на церковной земле, а на усадебной земле (более десятины), данной ему в пользование покойной княгинею А.И.Контакузен, наследник которой, впрочем, полковник, а ныне генерал-майор Ф.Н.Добрышин, по суду отнял эту землю у детей Вершинского. Жена его Мария Феодорова, дочь священника Кобранова, в супружество вступила 20 сентября 1854 года. Женщина была прямого характера, льстить людям не умела. По возможности была милосерда к бедным, горьким, несчастным и страннолюбия не забывала. Умерла 5 мая 1893 года в среду Отдания Св.Пасхи в 12ч.30м. дня от порока сердца на 63 году от роду. Была в день смерти в храме, слышала в последний раз «Христос Воскрес» и, придя домой после обедни, не успела еще снять с себя праздничного платья, как смерть неожиданно похитила ее. Погребена 7 мая возле Алексиевского храма, рядом с своими родителями, около нея погребен и муж ея.

       8. Николай Павлович Шиловский, родом из гор.Симбирска, сын надворного советника; род. 17 апреля 1870 года, был священником в селе Мархоткине Ельнинского уезда, а затем в Смоленском Кафедральном Соборе. Рукоположен во священники 26 сентября 1890 года. В сентябре 1895 года перемещен, согласно прошению, епископом Гурием в с.Рогнедино, куда и прибыл 23 сентября. При нем закончено расширение Алексиевского храма, и самый храм освящен 1 октября 1896 года епископом Никанором. О. Шиловский хорошо играл на фисгармонии, любил одеваться франтовато, компании почти ни с кем не водил, с причтом был горд, с женою – деспотичен. В 1897 году в январе месяце перемещен по просьбе в штаб Виленского военного округа. Скуфью получил 10 января 1896 года. Жена его Анна Иванова, дочь священника с.Большой Кандал Самарской губ.; род. в 1872 г. 6 мая. У них были две дочери и один сын.

       9. Алексей Артамонов Губчевский, родом села Рождества Дорогобужского уезда, сын пономаря. 21 июля 1861 года окончил курс Смоленской Дух. Семинарии, 6 марта 1866 года рукоположен во священники к Богородице-Рождеств. села Бологчи Рославльского уезда церкви. Затем был священником: в селе Кузине Дорогобужского уезда и в Успенской гор.Дорогобужа церкви, откуда, согласно прошению, 22 февраля 1897 года переведен в Рогнедино определением епархиального начальства. 3-12 октября 1901 года переведен согласно прошению в с.Песочню Ельнинского уезда, на место своего племянника по жене свящ. Павла Чаплина, с которым он обменялся местами. При нем выстроено новое обширное деревянное, на каменном фундаменте, здание Рогнединской церковно-приходской школы, каковая преобразована из одноклассной в двухклассную. Имел камилавку и сереб. медаль на Александровской ленте в память царствования Императора Александра III. В 1900 году ему было 62 года. Страдал болезнью запоя. Жена его, Параскева Иванова, дочь священника села Бологчи Рославльского уезда. В 1900 году ей было 59 лет. Детей у них никогда не было.

      В бытность сего священника в с.Рогнедине в жизни причта и прихода произошли две важных перемены: во 1-х, с.Рогнедино, бывшее с незапамятных времен однокомплектным, состоявшее из священника, диакона ( а с 1862 по 1887г. и без него), дьячка и пономаря, а с 1887 г. и из одного псаломщика, в 1897 году с назначением в Рогнедино второго священника Иоанна Волочкова, стало двухкомплектным, т.е. начало состоять из двух священников, диакона и двух псаломщиков; во 2-х, в 1898 году, с поступлением на вторую вакансию священника Иоанна Волочкова, приход, бывший дотоле неделимым, т.е. писавшийся в одной исповедной росписи, был, по просьбе священника Волочкова и по предписанию Епарх. Начальства, разделен на два самостоятельных прихода, причем и исповедныя росписи с 1898 года начали писаться по каждому приходу отдельно. Свящ. А.Губчевский стал считаться старшим священником, а свящ. И.Волочков – младшим. При этом жалованье, положенное Св. Синодом по штату 1847 года в количестве 150 руб. сер. в год: священнику – 90 руб., дьячку – 36 руб. и пономарю – 24 руб.,- начали получать только старший священник (90руб.) и старший псаломщик (36 руб.), а диакон (получавший только с 1887 по 1893 г. пономарское жалованье – 24 руб), второй священник и второй псаломщик остались без жалованья. Но указом Консистории от 31 июля 1899 года за № 7448, коим по представлению преосвященного Митрофана в Св.Синод утвержден 5-тичленный состав причта, объявлено между прочим, что всему Рогнединскому причту будут испрошены увеличенные оклады жалованья. В 1898 году в мае месяце в присутствии Рославльского уездного 4-го округа Благочинного, священника Иоанна Недосекина, члена Благочиннического Совета, священника села Харинова Петра Березкина и причта села Рогнедина приход был разделен, предварительно на две части таким образом: посад или местечко Рогнедино (где живут купцы, мещане и безземельные крестьяне) разделено так: правая сторона от дороги, ведущей из с. Кохаанова в дер. Княгинино Брянского уезда и проходящей по селу Рогнедину, т.е. с запада на восток до дома Рославльской мещан. вдовы Марии Андреевой Жарынцевой (на Миллионной улице), Картамышевка, иначе Карбовщина, и Мосеевщина – составили одну (первую) часть, так называемую низменную, посада; а левая сторона , нагорная, и вся Миллионная улица по обе стороны (от дома М.А.Жарынцевой ) составили вторую часть посада; из деревень к 1-й части посада отнесены: село Рогнедино (где живут крестьяне), дер.Кузеневка Малая и дер.Ормино, а также землевладелец с.Рогнедина д.с.с. Д.Н.Соковнин; а ко 2-й части посада отнесены деревни: село Рогнедино Малое (состоящее из 3-х селений – Могилевки, Пузынина и Лепешкина Конца), Кузеневка и Гатьково, а также землевладелица сельца Гатькова , вдова генерала от инфантерии Мария Генриховна Дудинская. По жребию первая часть прихода досталась старшему священнику А.Губчевскому (именно: 192 двора, 616 душ муж.пола и 658 жен.пола), а вторая часть – священнику И.Волочкову (именно: 188 дворов, 599 душ муж.пола и 636 душ жен.пола). С этого времени сведения о священниках и псаломщиках будут помещаться в отдельности под рубрикою «1-й причт» и «2-й причт».

1-й причт — священники

        1. Первым священником 1-го причта по разделении прихода был вышеупомянутый священник Ал.Губчевский, переведенный согласно прошению 3-12 октября 1901 года в село Песочню Ельнинского уезда.

       2. Павел Павлов Чаплин, сын священника с.Кощина Смоленского уезда Павла Иванова Чаплина, родного брата жены священника Губчевского, уволен из 5-го класса Смоленской Дух. Семинарии согласно прошению 15 июля 1890 года, рукоположен во диакона к церкви села Катыни Успенской Смоленского уезда, 16 мая 1893 года рукоположен во священника к церкви села Песочни Ельнинского уезда; определением Епархиального начальства 3-12 октября 1901 года перемещен согласно прошению в Рогнедино; состоял законоучителем в двух Рогнединских школах – церковно-приходской и земской; в 1896 году 30 декабря награжден набедренником; 28 января 1905 года перемещен в с.Мигновичи Краснинского уезда. Родился 15 января 1869 года. При нем в 1902 году состоялся ремонт Одигитриевского храма – весь храм снаружи и внутри оштукатурен и , кроме того, внутри расписан картинами религиозно-нравственного содержания. Жена его Вера Иванова, дочь священника села Митькова Юхновского уезда Иоанна Оглоблина, окончила курс Смоленского женского Епархиального училища, род.в сентябре 1870 года. Детей у них: два сына и дочь.

      3. Нил Михайлов Белкин, сын псаломщика села Белые Берега Бельского уезда; окончил курс Смоленской Дух. Семинарии по второму разряду в 1893 году; 3 декабря 1893 года определен псаломщиком к Перо-Павлов. церкви села Мозжерова Сычевского уезда; 24 ноября 1895 года рукоположен во священника к Николаевской церкви села Терешка Рославльского уезда; 28 января 1905 года по прошению перемещен к церкви села Рогнедина (указ от 4 февраля 1905 года № 1569); резолюциею Епископа Петра от 22 апреля 1905 года за № 3044 утвержден законоучителем в Рогнединском сельском начальном народном училище (указ от 28 апреля 1905 года № 5001). Род. в мае 1872 года. Жена его Анна Иоаннова, дочь священника села Терешка Рославльского уезда, род.22 октября 1878 года, окончила курс Смоленского женского Епархиального училища. Дети их: Иоанн — р. 6 авг.1898г.

София — р.26 сент. 1900г.

Елена – р. 31 мая 1903г.

Василий — р. 27 дек. 1905г.

Крещены в селе Терешка Рославльского уезда.

2-й причт – священники

        1. Первым священником второго причта села Рогнедина был священник Иоанн Феодоров Волочков, сын диакона села Епишева Рославльского уезда. Окончил курс Смоленской Дух. Семинарии по 2-му разряду, 8 февр. 1880 года рукоположен во священники в село Златоустово Гжатского уезда, в 1887 году награжден набедренником; 11 авг. 1895 год переведен по прошению в село Новоуспенское Юхновского уезда; 19 июля 1897 года перемещен в с.Рогнедино на вторую вновь открытую вакансию, в мае 1898 года перемещен в с.Несоново Рославльского уезда; имеет медаль сереб. на Александровской ленте в память царствования Императора Александра III. От роду ему в 1897 году было 42 года. По своей болезненности характера он был желчного, раздражителен, немиролюбив. Жена его Ольга Михайлова, дочь Соборного гор.Смоленска протодиакона Михаила Меркурьева Чернавского, обучалась в Смоленском женском Епархиальном училище, в 1897 году ей было 37 лет. У них дочь Анна 8-ми лет (в 1897 г.).

        2. Николай Симеонов Воробьев, сын священника Богоявленской г. Дорогобужа церкви. Обучался в Смоленской Дух. Семинарии, но курса в оной не окончил; 12 дек. 1893 года рукоположен во диакона в село Престь Духовщинского уезда; 17 марта 1896 года рукоположен во священника в село Глазково Поречского уезда; 29 сентября 1897 года перемещен по прошению в село Борисоглебское Сычевского уезда; 22 мая 1898 года перемещен в село Рогнедино; 15 января 1899 года перемещен по прошению в село Днепрово Сычевского уезда. Имеет серебр. медаль на Александровской ленте в память царствования Императора Александра III. От роду ему в1898 году было 25 лет. Жена его Мария Михайлова 32-х лет (в 1898 г.). У них две дочери.

        3. Алексей Димитриев Овсянников, сын диакона села Субботников Сычевского уезда; в 1/863 году окончил курс Смоленской Дух. Семинарии по 2-му разряду; 3 июня 1866 года рукоположен во диаконы в с.Субботники Сычевского уезда; 9 окт. 1973 года перемещен в село Архангельское того же уезда; 2 марта 1880 рукоположен во священники к Обновленской церкви села Воскресенского Сычевского уезда, сверхштатным; 18 сент. 1886 года замещен в штат; 29 ноября 1890 года награжден набедренником; 22 марта 1897 года награжден бархатною фиолетовою скуфьею; указом Консистории от 10 сент.1899 года за № 8814 перемещен в Рогнедино; 10 сентября 1905 года по прошению уволен за штат с тем, чтобы он значился по клиров. ведомости села Рогнедина, а жить ему дозволено в своем доме при зяте в селе Воскресенском Сычевского уезда (указ Консистории 19 окт. 1905 года № 12501), от роду ему в 1905 году – 67 лет (род. в марте 1838 г.). Жена его Екатерина Павлова, дочь священника Ершова, в 1905 году – ей 59 лет. Дочь их Варвара 34-х лет (в 1905 г.).

         4. Иосиф Павлов Вишнев, сын священника села Златоустова Гжатского уезда, окончил курс по 2-му разряду в 1901 году; 22 июня 1903 года рукоположен во священника в село Чепищево Рославльского уезда; 15 октября 1905 года по прошению перемещен в с.Рогнедино (указ от 26 окт. 1905 года № 12639) определением Смоленского Епарх. училищ. Совета от 20 окт.1905 года № 1387, утвержденным Его Преосвященством, назначен заведующим и законоучителем Рогнединской двухклассной церковно-приходской школы. От роду ему в 1905 году – 28 лет. Жена его Татьяна Георгиева, дочь кондуктора Риго-Орловской жел.дор. Георгия Иван. Руженцова, от роду ей в 1905 году – 23 года. Дети их: Любовь – 2-х лет ( 1905), Татьяна, род.10 дек.1905г.

II. Диаконы

         1.​ Феодор Евдокимов, упоминается в 1748 году, в сем же селе умер в 1788 году священником.

         2.​ Афанасий Иванов (Коноплев), до 1778 года был пономарем в сем же селе, в 1779 году значится в подписи под планами диаконом, умер же в 1785 году, 53-х лет. Жена его Анастасия Васильева умре в 1787 году 55-и лет.

        3.​ Иван Афанасьев Коноплев, сего же села диаконский сын, уволенный из Семинарии, поступил диаконом в 1800 году, умер 25 октября 1810 года, 42-х лет от роду. Жена его Матрена Максимова, дочь Священника села Щипони Рославльской округи, умре между 1815 и 1834 годами.

       4.​ Димитрий Иванов Коноплев, сын диакона сего же села Ивана Афанасьевича Коноплева; за ним утверждено было отцовское место в 1810 году, когда ему было 18 ½ лет от роду и когда он обучался еще в Смоленской Дух. Семинарии, в школе поэзии. Диаконом поступил в конце 1812 года, умер 23 апреля 1829 года, на 37 году от роду. Жена его Мария Сергеева, дчь священника села Мокрого Жиздринского уезда Калужской губ. Умре после 1834 года.

Рославльского уезда села Рогнедина Одигитриевской церкви диакон Алексей Садовский

Продолжение в 6-ой тетради

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *