Рукописи Алексея Садовского. Тетрадь 4-ая

Описание

Прихода Одигитриевской церкви села Рогнедина Рославльского уезда Смоленской епархии

Составлено диаконом села Рогнедина Алексеем Садовским в июле месяце 1905года применительно к «Программе для собирания сведений по описанию Смоленской епархии», выработанной преподавателем Смоленского Епарх. Жен. Училища Иваном Ивановичем Орловским

(продолжение)

        19-й пункт. Село Рогнедино (посад) в топографическом отношении разделяется на две части: северную, более возвышенную, на которой расположены оба храма и значительная часть купеческих и мещанских домов, и южную, низменную, граничащую с болотом. В настоящее время в селе Рогнедине на возвышенной северной его части существуют два храма: один – каменный, холодный. С колокольнею, в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии с приделом в трапезе в честь св. муч.Флора и Лавра, а другой – тоже каменный с деревянным куполом, теплый, без колокольни однопрестольный во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и Всея России Чудотворца.

I. Одигитриевский храм

       Холодный каменный храм, настоящий, т.е. главный, с колокольней, во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленской устроен в селе Рогнедине в 1784 году иждивением корнета Николая Федоровича Бородовицына, одного из тогдашних двух землевладельцев Рогнедина; тогда же устроен был в трапезе, на левой стороне при входе в храм, и придел в честь св.муч. Флора и Лавра.. Основан храм был по благословению преосвященнейшего Амвросия, Епископа Севского и Брянского 28 сентября 1779 года протоиереем города Брянска Василием Константиновым, а освящен по благословении. Преосвящ. Феоктиста, Епископа Севского и Брянского 26 июня 1785 года тем же протоиереем Василием Константиновым.

      Этот храм, с стоящею в связи с ним колокольнею, с полуциркульным алтарем, старинной архитектуры имеет вид корабля и стоит на дарственной земле от конторы Бородовицына, хотя отдельного плана на эту землю не было выдано. Храм снаружи и внутри оштукатурен и побелен, в последний раз – в 1902 году. Кровля покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Кресты на храме и колокольне железные, позлащенные, а главы церкви, шпили и шейки обиты белым листовым железом. Внизу церкви 10 окон, над дверями северными и южными два круглых окна, все с железными решетками, в 8-мигранном куполе 7 окон, без решеток, в колокольне одно круглое окно, без решетки, с правой стороны ныне заделанное.

       В церкви трое входных двойных дверей с раствором из храма: западныя, северныя и южныя. Длина храма с колокольнею 14 саж., ширина храма 6 саж. 1 арш., вышина храма с кумполом и шпилем до креста – 20 саж.

      Длина собственно колокольни внизу 3 саж. 1 арш., ширина же 4 саж. Наружныя входныя двери колокольни – створчатыя, деревянныя, обитыя железом; над дверями полукруглое окно. На колокольне висят 9 колоколов, из коих самый большой, праздничный, весит 225 пуд. 34 фун., висит посредине на балках, а остальные восемь колоколов в 4-х оконных отверстиях, а именно: 2-й полъелейный весит 98 пуд.5 фун.; 3-й будний, он же и караульный, 44 пуд. 30 фун.; 4-й — 9 пуд.; 5-й – 4 пуд.; 6-й – 2 пуд.; 7-й – 1 пуд 20 фун.; 8-й –1 пуд и 9-й – тоже 1 пуд. В общей сложности висит на колокольне колоколов 387 пуд. 9 фун.

          Замечательна история большого колокола: он три раза был отливаем. В первый раз колокол вылит 25 ноября 1805 года, 18 апреля 1826 года на Пасху он был разбит; 4 июля 1830 года он второй раз перелит в Рогнедине; 8 ноября 1840 года опять был разбит и вновь перелит в третий раз уже в Москве в 1845 году, и с того времени колокол более полстолетия благополучно висит. Этот колокол отличается сильным и приятным звуком своим, который при тихой погоде слышен за 15 верст. Причина звучности его кроется, вероятно, в том, что колокол переливали в 1830 году в самом селе Рогнедине, и при переливке его жители посада из усердия бросали много серебра в расплавленную массу.

          При оном храме у западных и южных дверей два крыльца без навеса с ступенями и площадками из дикого камня, а у северной двери — одна лишь площадка из кирпича в уровень с порогом. Вокруг храма устроена ограда на каменном фундаменте и с каменными столбами, между которыми на севере, западе и юге – железныя решетки с двумя железными воротами и калитками, а на востоке – деревянныя. Окружность всей ограда равняется 73-м саженям.

         Внутренность храма

          Иконостас в настоящем главном храме весь резной с сквозною резьбою (раколовый) вызолоченный; а в 1896 году, так как позолота потемнела от времени, он был промыт и побронзирован. Иконостас этот в шесть ярусов, увенчанный вверху Распятием Господним, украшен сверху донизу иконами с изображениями событий Ветхаго и Новаго заветов; все иконы в серебр. ризах, а местные иконы Спасителя и Божией Матери Одигитрии, кроме того и позлащены; весу серебра во всех ризах на иконах более 5 пудов. По преданию, ризы на иконах сделаны из серебра, отбитого у французов в 1812 году.               Пол во всем храме кирпичный, выложенный сверху чугунными плитами квадратной формы (в виде трех квадратов друг в друге); у главного престола – деревянный, а в алтаре придела Св. Муч. Флора и Лавра – кирпичный. Кто и когда пожертвовал эти плиты, или же они куплены на церковные средства – неизвестно. Алтарь главного храма – полуциркульный; Св. престол – деревянный, указной меры, устроен на полу без фундамента; жертвенник тоже деревянный, указной меры, устроен в нише стены без окна. Расстояние от Царских врат до Престола 2 ¾ арш., от Престола до горняго места 2 арш. 5 верш., от боков Престол справа и слева до стен Алтаря по 3 арш. 7 верш. Св. Антиминс, находящийся на главном Одигитриевском престоле, шелковый, желтого цвета, священнодействован Преосвященным Нестором, Епископом Смоленским и Дорогобужским, лета от создания Мира 7391-е, от Рождества Христова – 1883 г., месяца Яннуария во 2-й день в Смоленской Крестовой Св.Апостол церкви, а в церковь села Рогнедина выдан 10 июня 1883 года.

Флоро- Лаврский придел в трапезе

        Придел Св.Муч. Флора и Лавра устроен в трапезе храма с левой от входа стороны, наугольником. Престол в Алтаре указной меры, длина онаго 1 арш.1 вер.; ширина – 1 арш.14 вер.; высота – 1 арш.6 вер.; столбцы дубовые, устроен на каменном кирпичном полу. Жертвенник также деревянный, устроен в стене; длина жертвенника 1 арш.9 вер. Расстояние от Царских врат до Престола – 1 арш.11 вер.; с боков Престола: с правой стороны до стены иконостаса – 2 арш., а с левой – до наружной северной стены – 2 арш.2 вер.; от Престола до горняго места – 1 арш.1 вер. Предалтарный иконостас – двухъярусный, столярной работы в новом вкусе, окрашен белою краскою под лак; с резьбою в некоторых местах, которая позлащена; Царския врата резныя, вызолоченныя; имеются одне только северныя двери для выхода из алтаря. Некоторые из икон в иконостасе в серебр. ризах; во всех ризах серебра более 23 фунтов. Антиминс на Флоро-Лаврском Престоле старинный, холщовый, белый, большого формата. Священнодействован – от соворения Мира 7292, от Рождества Христова — в 1784 году преосвященным Феоктистом, Епископом Севским и Брянским. В верхней части антиминса напечатано: «Сей Антиминс сиесть трапеза священная на приношения безкровныя жертвы в Божественной литургии, остися благодатию престаго и животворящаго Духа; сего ради имеет власть священнодействовати во храме с.м. Флора и Лавра»; в нижней части антиминса под изображением «положения во гроб Спасителя» напечатано: «Повелением Благочестивейщия Самодержавнейшия Великия Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и Благословением Святейшего Правительствующего Синода священнодействован Епископом Феоктистом Севским и Брянским». Так как Одигитриевский храм окончен постройкою в 1784 году, а освящен главный престол 26 июня 1875 года, а антиминс Флоро-Лаврский священнодействован в 1784 году, то нужно предположить, что он был первоначально введен в Флоро-Лаврский храм с приделом во имя Св.Алексия, считавшийся до устройства Одигитриевского храма главным, в затем перенесен во вновь устроенный придел во имя Св.муч. Флора и Лавра в Одигитриевском храме.

        В 1804 году в бытность священника Тимофея Яковлева Мурашкина храм Одигитриевский был по благословению Димитрия, Епископа Смоленского и Дорогобужского, расписан живописью, состоящею из ветхозаветных и новозаветных изображений, священных событий; затем, во время священства покойного протоиерея Андрея Вершинского, в 1865 году живопись была возобновлена, а в последнее время, в 1902 году, вся прежняя штукатурка в храме с потемневшею живописью была обита, стены храма внутри были вновь оштукатурены, а купол, сверх того, и зашпатлеван,и затем, по разрешению Епарх. начальства вновь расписан картинами религиозно-нравственного содержания на церковныя средства. Всех картин – 50. В 1904 году пожертвована прихожанами в Одигитриевский храм новая металлическая люстра в 38 свечей (3 яруса), стоимостью приблизительно 300 рублей сер.

         Из икон в Одигитриевском храме особенно замечательны:                                  

1). «Огневидная икона Божией Матери; пресвятая Богородица изображена в поясном виде, с наклоненною на правую сторону головою, рук Ея не видно; лик огненного цвета; размеры иконы следующие: высота – 9 вер., ширина – 7 ¾ вер., риза на ней серебряная вызолоченная с каменьями, весу в ризе – 2 фун.16 зол. Существует эта икона в храме с.Рогнедина с начала 19-го столетия и пожертвована, по преданию, калужским, а впоследствии рославльским мещанином Игнатом Невежиным. Помещается эта икона за левым клиросом в особо устроенном для нея киоте, на зиму же переносится в теплый Алексиевский храм и также помещается за левым клиросом. По преданию старожилов, в первой четверти 19-го столетия, в бытность священника Якова Руковского, от этой иконы получил исцеление прихожанин с.Рогнедина мещанин Иван Головкин, долгое время страдавший болезнью ног. Празднование этой иконы совершается 10-го февраля. В этот день причтом совершается в храме торжественное богослужение с чтением акафиста пред «Огневидною» иконою Бож. Матери, акафист читается обыкновенный – Одигитриевский – иначе. Благовещенский. При всех событиях, радостных и горестных, преимущественно же при брачном сговоре, т.е. когда женят сыновей или выдают замуж дочерей, и также пред поездкою на Украйну за скотом, жители посада берут эту икону в дома для совершения пред ней богослужения.

2). «Тихвинская» икона Божией Матери, точный список с чудотвор. Иконы Бож. Матери, находящейся в Успенском монастыре гор.Тихвина Новгородской губ. Пожертвована эта икона в храм с.Рогнедина прихожанкою, покойною рославльскою мещанкою, вдовою Анастасиею Федоровною Ахрамеевою, которая принесла ее пешком из города Тихвина в 1863 году. Размером икона: вышина – 1 арш.6 вер., ширина – 1 ар.1 ½ вер. В 1880-х годах усердием прихожан на икону сделана серебряно- вызолоченная риза с эмалевою надписью; весу в ризе 10 фун.11 зол. Помещается икона за правым клиросом в киоте. Празднование этой иконы с начала 60-х годов совершается в Рогнедине 26-го июня. Так как в последнее двадцатилетие в Рогнедино стало стекаться к 26-му июня очень много народу, главным образом женщин крестьянского сословия как из Рославльского уезда, так и из соседних (Брянского, Мосальского и Жиздринского) уездов Орловской и Калужской губерний, то причтом села Рогнедина совершается накануне 26-го июня всенощное бдение БМ Тихвинской, а утром 26-го июня – водосвятие и торжественный акафист Тихвинской иконы БМ, а затем непрерывно совершаются молебны до 11-ти часов утра ,т.е. до начала поздней литургии. После литургии пришлый народ начинает расходиться по своим весям.

Не лишнее сказать несколько слов и о личности А.Ф.Ахрамеевой. Рано овдовевши, она посвятила себя на хождение по святым местам России, а также путешествовала во Св.землю в гор.Иерусалим и его окрестности с 27-го ноября 1865 года до 1 июля 1866 года. В Тихвине она была несколько раз. После одного из путешествий в Тихвин Ахрамеева удостоилась поднести в 1864 году по иконе Тихвинской БМ в Бозе почившим Государям Императорам Александру Николаевичу и Александру Александровичу, тогда еще Наследнику Цесаревичу, за что удостоилась также получить: а)Высочайшую благодарность при отношении Канцелярии Министерства Императорского Двора от 31 декабря 1864 года за № 5263 и б) благодарность Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича при отношении Собственной Конторы Августейших Детей Их Императорских Величеств от 2-го февраля 1865 года за № 131-м. Тот и другой документы хранятся в с.Рогнедине у дочери покойной Ахрамеевой, пожилой рославльской мещанской девицы Марфы Борисовой Ахрамеевой. У нея же, Марфы Ахрамеевой, хранится и заграничный паспорт ея матери, с каковым она, Анастасия Ахрамеева, путешествовала в Иерусалим, с отметками русских и турецких консулов. Заграничный годовой паспорт был выдан ей, А.Ахрамеевой, в гор. Одессе Новороссийским и Бессарабским Генерал-губернатором и Командующим войсками Одесского военного округа, Коцебу, с приложением Его Императорского Величества печати 27 октября 1865 года.

          Из икон, находящихся в трапезной части храма, где находится также и Флоро-Лаврский придел, замечательны:         1. Храмовая икона Св.Муч.Флора и Лавра. Икона эта как храмовая помещается на правой стороне иконостаса, на краю, рядом с иконою Спатителя и имеет следующую особенность: вверх посредине изображен Св.арх Михаил, а по бокам его стоят склоненными св.муч Флор и Лавр, внизу же на всем фоне иконы изображены крестьянские мальчики, сидящие на лошадках, в колпачках и с кнутиками в руках, около лошадок изображены и жеребятки. Размер иконы следующий: высота – 1 ар., ширина – 14 вер. Лет 13 тому назад на икону сооружена серебряно-вызолоченная риза, весу в ней – 5 фунтов. Эта икона была, по преданию, полковая и пожертвована в храм храмоздателем Николаем Федоровичем Бородовицыным.           2. Большой образ Богоматери Одигитрии Смоленской. Икона эта помещается на правой стороне трапезы, около арки, в углу; писана на холсте; риза на ней шита золотом, серебром и стеклярусом, вставлена в раму столярной работы, за стеклом и с дверкою. Размер иконы: высота – 2 ар.11 вер., ширина – 1 арш.14 вер. Образ этот, как говорится в описи 30-х годов 19-го столетия, «скопирован в точности существом и мерою с иконы, что в Смоленске на воротах».

II. Алексиевский храм

        Второй храм, так называемый кладбищенский, во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца отстоит от первого в 15 саженях. История этого храма такова:                                                                                                    До половины XVIII века самое село (дворцовое) и храм находились между теперешними деревнями Рогнединской волости Гатьковом и Пузынином в версте с небольшим от теперешнего торгового села Рогнедина (посада) на юго-запад. Сколько просуществовало там село – неизвестно. Известно только, что в 1748 году церковь уже была в теперешнем селе Рогнедине, двухэтажная деревянная и, вероятно, двухпрестольная: с главным престолом во имя св.муч. Флора и Лавра и придельным – во имя святителя Алексия. При этом же храме существовало и обширное кладбище.

Этот первый приходский храм в селе Рогнедине (посаде) просуществовал до конца 18 столетия. С устройством в 1784 году теперешнего (главного) каменного холодного Одигитриевского храма с приделом во имя св.мучеников Флора и Лавра, ставшего главным храмом, храм во имя св.мучеников Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия за ветхостью перестроен и стал уже называться «кладбищенским» храмом, однопрестольным во имя Алексия Митрополита Московского. Этот храм, второй по счету, освящен в 1792 году по благословению Преосвященнейшего Парфения, Епископа Смоленского и Дорогобужского. Храм этот, будучи с 1748 года вторым на этом месте, был, как видно из описи церквей, учиненной в 1823 году, деревянным, одноэтажным и однопрестольным, кладбищным, без колокольни. Снаружи был обшит тесом; крыша тоже была тесовая; стены снаружи были окрашены желтою краскою, а крыша – красною; внутри была побелена, пол в ней был деревянный. Иконостас в оном храме был трехпоясной, деревянный, окрашенный красною краскою с редкою позолотою. Все иконы были без риз; хоругви холщовые. Этот второй по счету на сем месте кладбищный храм просуществовал до 1841 года. Затем, на основании указа Смоленской Духовной Консистории, последовавшего в 1841 году, церковь эта, «вторая», за ветхостью разобрана, а на ея месте,- во исполнение указа Святейшего Правительствующего Синода от 31 января 1841 года и на основании храмозданной грамоты, данной Преосвященнейшим Тимофеем, епископом Смоленским и Дорогобужским 13 мая 1841 года за № 2735 помещице села Рогнедина, дочери коллежского асессора, девице Александре Николаевне Соковниной,- основан был 8 июля 1841 года на сем же месте «третий по счету» (с 1748 года) каменный кладбищенский теплый однопрестольный храм – тоже, как и «второй» храм, во имя святителя Алексия Митрополита Московского. Этот «третий» храм на сем месте, существующий в измененном виде и доселе, всецело устроен на средства храмоздательницы помещицы Александры Николаевны Соковниной; освящен же самолично Преосвященнейшим Тимофеем 6 сентября 1845 года. Первоначальный наружный и внутренний вид этого храма на основании описи, составленной в 1846 году, таков был:

Храм архитектуры в итальянском стиле «ренессанс», каменный, с наружными фронтонами и круглыми колоннами с северной и южной стороны в средней части храма; без колокольни; теплый, кумпол и потолок в ней деревянные, оштукатуренные; снаружи весь храм оштукатурен и окрашен желтою краскою на масле; по верхним стенам храма сделаны лепныя фигуры ликов ангелов и другия лепныя украшения, то же самое и внутри храма – на потолке алтаря и храма; двери входныя были одне – с западной стороны; паперть был забрана деревом и оштукатурена; в кумполе было одно полукруглое окно на западе; в самом храме было 10 окон и два полукруглых окна над окнами трапезными; все окна с железными решетками; пол деревянный, одинарный, окрашенный желтою краскою; в храме было две печи кафельных, стоявших в северо- и юго-западных углах храма; кровля на храме железная, окрашенная медянкою; крест – железный, позлащенный. Иконостас был столярной работы, поле голубое под лаком, украшен колоннами и в некоторых местах позлащенною резьбою; иконы в нем были в один ярус; написаны были вновь на средства храмоздательницы А.Н.Соковниной, за исключением древней храмовой иконы Св.Алексия, Митрополита Московского, оставшейся от иконостаса, бывшего в том храме, что до 1748 года находился между деревнями Гатьковом и Пузынином.

(Продолжение будет в следующей 5-й тетради)

Диакон Алексей Садовский

1905г. 7-го октября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *