Рукописи Алексея Садовского. 3-ья тетрадь

Описание

Прихода Одигитриевской церкви села Рогнедина Рославльского уезда Смоленской епархии

Составлено диаконом села Рогнедина Алексеем садовским в Мае месяце 1904 года применительно к «Программе для собирания сведений по описанию Смоленской епархии», выработанной преподавателем Смоленского Епарх. Жен. Училища Иваном Ивановичем Орловским

Описание прихода села Рогнедино Рославльского уезда Смоленской епархии

(продолжение)

Пункт 16-й. Село Рогнедино (в старинных актах и документах: Рагнедино, Рагредино, Лагредино) по достоверным преданиям восходит своим происхождением к первым векам христианства на Руси. По всей вероятности, первое основание этому селу (но только не теперешнему торговому селу Рогнедину, «посаду», «местечку», а селу, находившемуся между деревнями Гатьково и Пузынино) положила княжна (но не княгиня, кажется ) РОГНЕДА, сестра Великого князя Ростислава-Михаила Мстиславича (сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха), княжившего от 1125 до 1168 г.(Полн.собр.лет.,т.2, стр.94). Поэтому с достоверностью можно сказать,что на месте настоящего прихода села Рогнедина была вотчина Рогнеды Мстиславовны. Тем более это можно утверждать потому, что в 4-х верстах от Рогнедина на восток в Брянском уезде и по настоящее время существует деревня Княгинино (прихода села Мошенца), начало основания которой теряется в глубокой древности, а предание приписывает и эту деревню к поместьям княжны Рогнеды.                                                                             В истории Н.М.Карамзина (прилож. к журн. «Север» за 1892 год, т.II, стр.200, прим.411; т.III, прим.12) есть некоторый намек на то, что Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич умер 14 марта 1168 года на пути из Смоленска в Киев в Зарубине, селе Рогнедином, а затем тело его перевезено было из теперешнего Рогнедина рр.Десною и Днепром в Киев и погребено 21 марта того же 1168 года в Киевском монастыре Св.Феодора. В Крестном Календаре Великий Князь Ростислав-Михаил Мстиславич помещен под 14 марта в числе святых.                                                               По преданию и сама княжна Рогнеда погребена на возвышенности между селениями Рогнединской волости Гатьковом и Пузынином, где первоначально существовало село. Конечно, и село Рогнедино (где в настоящее время находится храм, и живут причт и торговый люд) в первоначальном своем виде не имело ни малейшего сходства с настоящим благоустроенным торговым селом Рогнедином. Много, конечно, пронеслось бурь и невзгод над ним: видело оно, может быть, не один погром крымских татар и поляков(в особенности во время Самозванщины),помнит оно и 1812 год, когда проходили чрез него французы, гонимые русскими войсками. Настоящего же процветания своего село достигло лишь во второй половине 19 столетия.

Из лиц ,замечательных в истории села, следующие:

        1.Священник Феодор Евдокимов, диакон Афанасий Иванов, дьячок Яков Евдокимов и пономарь Григорий Федоров как лица, подписавшиеся 2 октября 1779 года под пятью геометрическими специальными планами нарезанной владельцами причту земли в количестве 42 десятин 1254 кв.саж.

        2. Корнет Николай Феодорович Бородовицын как строитель холодного каменного Одигитриевского храма в 1784 году на своей земле и как заселитель теперешнего торгового села Рогнедина; погребен в фамильном склепе против северных дверей Одигитриевского храма.

        3. Помещица девица Александра Николаевна Соковнина, дочь коллежского асессора, строительница теплого каменного Алексиевского храма. Отличаясь высоким христианским смирением и религиозностью, она всю жизнь свою посвятила на благодеяния ближним и всем сердцем была предана Св.Матери церкви.Она в 1845 году создала и украсила каменный теплый, называющийся кладбищным, храм во имя Святителя Алексия Митрополита Московского и Всея России Чудотворца на своей земле в расстоянии 15 саженей от Одигитриевского храма, и в мире почила 25 января 1872 года 90 лет отроду;погребена против северных дверей теплого Алексиевского храма; на могиле ея кирпичный склеп, обделанный цементом, без креста и надписи.

        4. Священник Николай Григорьевич Вершинский, священствовавший в селе Рогнедине с 24 сентября 1825 года по 1862 год (+ 21 декабря 1869 года) и умерший на 70 году от рождения. Этот священник много потрудился на поприще обращения первых поселенцев села Рогнедина из раскола в православие; погребен против северной стороны алтаря Одигитриевского храма.

          5. Отставной прапорщик из дворян Ельнинского уезда Герасим Михайлович Орел, более 30 лет содержавший в Рогнедине частную школу и воспитавший целое поколение из среды купцов и мещан села Рогнедина, отличался строгостью; умер 9 окт. 1887 года на 72-м году от роду; погребен близ Одигитриевского храма.

        6 .Юноша Иван Антонович Новиков (попросту «Ваня Буневский»), крест. сын из деревни Бунева Снопотской волости Брянского уезда. Этот юноша последние годы своей жизни проводил в Рогнедине, характера он был веселого, волосы на голове имел светло-русые, курчавые, лицо смуглое; никогда не уживался на одном месте, а постоянно ходил, питался тем, что кто давал ему, но в запас ничего не собирал, к деньгам был не пристрастен; ходил и зимою и летом босой и в одном нижнем белье, без шапки; жители прихода села Рогнедина очень любили его и считали за юродивого, он не сквернословился, любил детей и часто отдавал им лакомства, которые давали ему; дурачком его ни в каком случае нельзя было назвать, потому что хотя он постоянно смеялся, но говорил здраво и резонно и все понимал; крестное знамение изображал на себе истово, никогда не плакал, хотя его иногда некоторые по неведению и обижали действием, под благословение к священнику всегда подходил, но в храме во время богослужения стоял непокойно и постоянно переходил с места на место, так что нередко его приходилось удалять из храма; любимою его забавою было бегать взапуски, в беге он был настоящий скороход. Случалось, что, если кто-либо из купцов села Рогнедина ехал на хорошей лошади в Дубровку (в 13-ти верстах), и Ване приходила фантазия одновременно бежать туда же, то он всегда поспевал в Дубровку раньше ехавшего на лошади, и это очень восхищало его. Постоянного пристанища для себя Ваня не имел, а спал, где приходилось. Умер он 18 декабря 1896 года на 27-м году от роду. Его нашли мертвым в подвальном помещении Алексиевской церкви, где устроена амосовская духовая печь. Он найден лежащим на полу навзничь, с скрещенными на груди руками; от чего он умер, от угара ли или от другой причины – неизвестно. Погребли его при многочисленном стечении народа 21 декабря на новом общем Рогнединском церковном кладбище.

        7. Яков Иванович Савочкин («Яша»), крест. села Рябчич Салынской волости Брянского уезда. Этот человек с малолетства начал жить в Рогнедине, был холост, так же как и Ваня Буневский ходил и зимою, и летом босой и в одной длинной рубахе, питался тем, что давали ему, в то часто ходил в некоторые излюбленные дома, где его кормили обедами или ужинами, пристанище для ночлега он имел в кухне для рабочих у г.Соковнина, а последние годы до самой смерти жил у Рославльского мещанина Ильи Васил. Воротынцева, жителя торгового села Рогнедина; очень он любил ходить в храм, так что не пропускал ни одной службы, в храме всегда ходил вслед за церковным сторостою с тарелкою для сбора денег; любил ставить свечи пред иконами и собирать огарки; говел ежегодно по нескольку раз; был неразговорчив; случалось, что невежественные мальчики дразнили его, называя его «бычком», тогда Яша приходил в гнев, ругался на низ и бросал в них что попало.                                     

Умер Яша 25 февраля 1900 года приблизительно 80-ти лет от роду, будучи напутствован пред смертию таинствами покаяния, причащения и елеосвящения. Погребли его 27 февраля на новом общем Рогнединском церковном кладбище, рядом с Ванею Буневским; народу при выносе его из дома Воротынцева было необыкновенно много, почти весь приход Рогнединский; провод отпевали два местных священника со всем причтом; несмотря на то, что от дома И.В.Воротынцева, где Яша умер, до храма не более 70-ти саженей, гроб несли более двух часов, потому что почитатели Яши служили очень много литий и больших панихид по нем; всего заслужено, притом на литиях, около 30-ти рублей, и это единственный исключительный случай. В 1901 году над гробами Вани Буневкого и Яши усердием бывшего церковного старосты с.Рогнедино Рославльского 2-й гильдии купеческого сына М.Я.Кондратьева сделан кирпичный склеп со сводами с цементною площадкою сверху и дубовым крестом.

        Но самым замечательным лицом в истории села Рогнедина является, конечно, княгиня Рогнеда (вероятно, княжна, потому что история не указывает, чтобы она была замужем) Мстиславовна, давшая свое имя селу и, вероятно, жившая в нем и даже, как говорит предание, погребенная здесь. При ея жизни село могло носить и другое название (напр. Зарубино).

         Из памятников старины можно указать только на холмистую местность, находящуюся между сельцом Гатьковом Рославльского уезда (имение вдовы генерала от инфантерии Марии Генриховны Дудинской) и селом Рогнедином Малым (деревня Пузынино), где был до 1848 года храм , и где, по преданию, погребена и сама княгиня Рогнеда. Нужно полагать, что храм существовал здесь (между Гатьковом и Пузынином) еще в 12 веке при жизни княгини Рогнеды, так как известна набожность первых князей и княгинь Христианской Эры на Руси. Равным образом несомненно и то, что столь высокопоставленное лицо, как княгиня Рогнеда, могло быть погребено лишь при церкви, или даже в самой церкви.

        Долго ли существовал храм после смерти Рогнеды – неизвестно, но с достоверностью можно сказать, что церковь в селе Рогнедине (между Гатьковом и Пузынином как сказано выше) возобновлена или вновь основана во второй половине 14 века при Митрополите Московском Алексии.  Есть предание что Святитель Алексий проезжал из Москвы в Киев чрез Рогнедино, остановился в дер.Яблонь (Вороновской волости, Брянского уезда, Орловской губернии) прихода села Гатьково в 5 верстах от Рогнедина для перемены лошадей. Жители отказали ему в лошадях. С этого времени несколько лет лошади не водились в Яблони. Жители, видя в этом перст Божий, стали совершать ежегодно молебствие к прославленному уже нетлением и чудесами Святителю Христову Алексию, как известно, преставился 12 февраля 1378 года, а мощи его обретены 20 мая 1431 года.

        Впоследствии вышеупомянутый храм был посвящен памяти Святителя Алексия и находился, как сказано выше, между Гатьковом и Рогнедином Малым или дер.Пузынином (тут же и могила Рогнеды). Здесь и по недавнее время можно было видеть на поверхности поля, принадлежащего крестьянам дер.Пузынино (где когда-то была усадьба княгини Рогнеды, храм и кладбище), остатки железняковых кирпичей, которые по свидетельству сведущих лиц относятся к началу 14 века; кости же человеческие и часть разбитого камня с неразборчивою надписью пришлось видеть в 1898 году на межах этого поля даже пишущему сии строки.

        Сколько времени просуществовала церковь на этих местах,т.е. между селениями Гатьковом и Пузынином, неизвестно. Известно только, что в 1748 году церковь была уже в теперешнем торговом селе Рогнедине – двухэтажная, деревянная и, кажется, двухпрестольная с главным престолом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра и придельным – во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. Лет 80 тому назад умер старожил 126 лет, который хорошо помнил этот старый прежний деревянный храм, а от своего отца этот старожил слыхал, что церковь перенесена в теперешнее село Рогнедино с княжеской усадьбы, и что церковь та была посвящена памяти Святителя Алексия. На месте теперешнего кладбищенского Алексиевского храма на близлежащей с южной стороны храма площади было обширное кладбище, так что даже иные дома обывателей устроены на могилах. С какого времени существовало здесь кладбище – неизвестно, но несомненно следующее:                                                                                а) что до конца 18 столетия жители села Гатьково и деревни Яблонь Брянского уезда, не говоря уже о жителях села Рогнедино, принадлежавшего тогда также к Брянскому уезду, хоронили своих покойников в селе Рогнедине близ теперешнего Алексиевского храма; прекратили же они хоронить умерших в Рогнедине, вероятно, после отчисления села Рогнедина от Брянского к Рославльскому уезду и по устроении храма в селе Гатькове Брянского уезда;                                                                                 б) теперешнее кладбище, единственное для всего прихода села Рогнедино, и находящееся на севере от Одигитриевского храма, основано не ранее начала 19 столетия. Недавно я узнал, что храм в селе Гатькове Брянского уезда основан лишь 150 лет тому назад,т.е. в начале второй половины 18 столетия; но старожилы помнят, что крестьяне из села Гатьково и дер.Яблонь приходили на Радоницу и на вселенския субботы служить панихиды по своим усопшим родным в Рогнедино даже в первой четверти 19 столетия.

Из документов, старинных вещей и других древностей в Рогнедине почти не сохранилось, а если что и уцелело , то не ранее как от второй половины 18 столетия. Из сохранившихся же документов, грамот и других письменных и печатных памятников, хранившихся в храмах села Рогнедино и церковных архивах, я помещаю здесь некоторые копии с оных. При снятии копий я сохраняю подлинную орфографию.

1-е поле усадебное

Геометрический специальный план Рославльского уезда писцовой церковной земли – усадебной земли первого поля села Лагъредина церкви святых мучеников Флора и Лавра, владения той церкви священно- и церковнослужителей, межевания, учиненного в 1779 году октября 2 дня второго класса землемером корнетом Александром Камыкиным, а внутри того владения, отмежеванного от смежных владельцев одною окружною межою, по нынешней мере состоит под поселением, огородами, гуменниками и конопляниками две десятины тысяча триста тридцать шесть сажен.

А. Земля села Лагъредина общего пользования Лейб-гвардии сержанта Сергея Федорова сына Бородовицына с прочими владельцами.

Священно- и церковнослужители, подписавшиеся под подлинным планом и межевою книгою 2-го октября 1779 года: священник Федор Евдокимов, диакон Афанасий Иванов, дьячок Яков Евдокимов, пономарь Григорий Федоров.

  1. Копия с Ревизской сказки о духовенстве села Рогнедина от «_» февраля 1795 года.

1795 года февраля __ дня Смоленской Епархии Рославльской округи села Рогнедина церкви Одегитрии Пресвятыя Богородицы священно и церковнослужители ниже объясненные и рукоприкладство учинившие по силе состоявшегося 1794 года июня 23 дня Ея Императорскаго Величества и в народе публиковавшего указа дали сию скаску о написанных при выше означенной церкви по последней 1782 года Ревизии священно и церковнослужителях с показанием истого числа … убылых и после Ревизии вновь рожденных и прибылых по самой истине без всякой утайки, а буде в ней впредь обличены или по свидетельству найдется что кого-либо утаили за то повинны положенному по указам щтрафу без всякого милосердия.

Смотрите на следующей странице

Церковь вышеописанная одна приходная при ней прихоцких дворов ныне девяносто два, а священно и церковнослужителей: муж жен
по послед ревизии написаны были

после ревизии выбыв

шие

ныне написаны с прибыв и вновь рожд по послед ревизии написаны были

после ревизии выбыв

шие

ныне написаны с прибыв и вновь рожд
             

Л е т а

Священник Федор Евдокимов вдов 51 года

У него жена Евдокия Ларионова 62г

На место вышеописанного священника Федора посвящен города Смоленска Покровской церкви из диаконов Тимофей Мурашкин 36лет

У него жена София Иванова Елинской округи села Хатеева священническая дочь 25лет

У них сын рождженный после Ревизии Иван 2 лет

Диакон Афанасий Иванов 50 лет

У него жена Настасия Васильева 50 л

На место вышеописанного диакона посвящен из уволенных от семинарии онаго села диаконский сын Иван Коноплев

У него жена Матрена Максимова Рославльской округи села Щипании священническая дочь 21 г

У них дети рожденные после Ревизии :Дмитрий 2г

Наталия полгода

Дьячок Яков Евдокимов онаго же села церковнический сын 48 л

У него жена Степанида Прокофьева города Рославля мещанская дочь 53

У них дочь написанная в последнюю предсим Ревизию Евдокия 1г

На место вышеописанного дьячка Якова посвящен из уволенных от семинарии онаго села пономарской сын Андрей Григорьев 14л

У него жена Ефрасинья Петрова Орловской Епархии Брянской округи села Жабова священническая дочь 24

У них дети рожденные после ревизии:

Захария 2л

Григорий 6 нед.

Пономарь Григорий Федоров онаго же села священнический сын 40л

У него жена Пелагея Юдина Калужского наместничества Жиздринской округи села Бучина дьячковская дочь 43л

У них дети напмсанные в последнюю предсим ревизию:

Яков 8л

Александра 10л

Иван 4л

Рожденные после ревизии:

Анна 12л

Анастасия 1 г

Неопределенный церковник Степа Савин 33 л

У него жена Фекла Григорьева 36 л

У них дети написанные в последнюю предсим ревизию:

Георгий 18л

Михаил 11л

Василий 3 л

Елена 6л

51

50

14

48 за старостию и болезнею от должности уволен

14

2

6 нед.

40

8

33

18

11

3

ум 1788

ум 1785

Посвящен 1790 г Рославльской округи в село Епишево во дьячки

ум

1786

По разводу 1784 отделенный в казенную палату

Выбыли с отцом

36

2

26

2

60,5

26,5

52,5

62

50

53

1

36

6

ум

1784

ум 1787

ум 1783

В 1789 г отдана в замужество села Коханова за дьячковского сына Матвея Михайлова

Выбыла служ.

В 1792 отдана в замужество за крестьянин

25

21

полг

65,5

24

43

12

1

Итого 12 8 9 7 6 8

Священник Тимофей Мурашкин руку приложил

Того же села дьячок Андрей Рубанов руку приложил

С подлинною свидетельствовал присутствующий Соборный священник Иаков Кирилловский февраля 26 дня 1795 году.

Кроме этой Ревизской Сказки в архиве Одигитриевского храма сохранились еще следующие Ревизские Сказки о духовенстве:

а)от__ июля 1811 года пн основании Манифеста Его Императорского Величества Императора Александра Павловича от 18-го Мая 1811 года;

б)от 18-го октября 1815 года

Примеч. Ревизския Сказки за 1795-й, 1811-й и 1815-й годы написаны на тетрадях твердой синей бумаги в полулист по рукописной форме.

в)Ревизская Сказка от 22 генваря 1834 года

Примеч. Написана на тетради в полулист (всего 8 полулистов) по печатной форме.

III. Форма «Одобрение», которое в старинное время давали прихожане лицу, желавшему занять священно- церковно служительское место при какой- либо церкви. Эта форма напечатана на твердом синем листе бумаги церковным шрифтом (славянским). На первой странице напечатана самая форма с пробелом где нужно, а на остальных трех страницах ничего не напечатано, так как под «Одобрением» должны были идти подписи прихожан.

Одобрение

Мы, нижеподписавшиеся …. Прихожане свидетельствуем по нашей чистой совести, что желающий быть при нашей церкви …. Есть человек добрый, не пьяница, в домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не сварливый, не любодейца, не бойца, в воровстве и обманах не изобличенный,

добронравен и поведения честного, и потому мы его желаем иметь при нашем приходе.

  1. Храмозданная грамота, выданная Преосвященным Тимофеем, Епископом Смоленским и Дорогобужским помещице села Рогнедино, дочери Коллежского Асессора девице Александре Николаевне Соковниной. Вот подлинный текст грамоты:

«Божией Милостью Смиренный Тимофей, Епископ Смоленский и Дорогобужский по благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данного нам от самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа чрез Святые Его и Священные Апостолы и их наместники и преемники благословили Мы во исполнение указа Священного Правительствующего Синода от 31 генваря сего 1841 года Рославльского уезда помещицы, дочери Коллежского Асессора, девицы Александры Николаевны Соковниной устроить Рославльского уезда в селе Рогнедино новую каменную во имя Алексия Митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца теплую церковь собственным ея коштом и на том самом месте, где существует ныне старая деревянная церковь, по возвращенному из Святейшего Синода чертежу по подобию прочих Святых Благочестивых церквей; по устроению оной церкви внутри сделать иконостас с Царскими вратами, с северными и южными дверьми, и поставить в иконостасе иконы искусного живописного изображения и по чину церковного узаконения в Алтаре устроить Престол узаконенной… в вышину в аршин и 6 вершков, в длину в аршин и 8 вершков, в ширину в аршин и 4 вершка; с левой стороны сделать жертвенник в намеченную пропорцию; потребные в богослужении сосуды серебряные позлащенные, алтарные одежды и священные … облачения шелковые приличные приуготовить в достаточном количестве; устроение церкви производить ей Г.Соковниной под непосредственным смотрением архитектора или иного знающего и опытного в правильном и прочном построении лица; а когда означенная церковь окончена и к освящению приуготовлена будет, тогда местному Благочинному, освидетельствовав оную, описать и учиненную опись представить к нам на рассмотрение о даче дозволения на освящение церкви; прежде же начатия строения сей церкви место, на котором предположено ея устроить, по разобрании старой деревянной церкви освятить по чиноположению приходскому села Рогнедина священнику Николаю Вершинскому…

Дана от нас сия Храмозданная грамота за подписанием нашим при благословительной печати в Богоспасаемом граде Смоленске мая 13 дня 1841 года.»

В низу грамоты сургучная благословительная печать на атласных красных волнообразного вида лентах с надписью: «Печать кафедры Смоленской Епископии».

Длина листа грамоты слева направо — 1 аршин, ширина сверху вниз – 12 вершков. Грамота в рамке за стеклом висит в алтаре Алексиевского храма.

  1. V. Копия « благословения Священного Синода с грамотой, преподанного Комитету по расширению Алексиевского каменного храма в селе Рогнедино Рославльского уезда за желанное усердное отношение к выполнению работы при расширении храма, от 28 октября 1897 года, каковая грамота получена в Рогнедине 2 января 1898 года при Указе Смоленской Духовной Консистории от 29 декабря 1897 года за № 13051».

Вот текст ея:

«Священный Правительствующий Всероссийский Синод по засвидетельствованию Смоленского епархиального начальства о ревностных трудах Комитета по благоустройству Алексиевского каменного храма в селе Рогнедине Рославльского уезда – преподать сему Комитету благословение. Октября 28 дня 1897 года.

Первенствующий Член Святейшаго Синода Палладий Митрополит С.Петербургский.»

Слова грамоты «Святейший Правительствующий Синод» напечатаны киноварью славянской вязью, а остальной текст грамоты – рукописный; кругом текста грамоты – киноварью виньетка, в коей изображен вверху благословляющий обеими руками Спаситель в поясном виде, а по сторонам помещены священные сосуды, атрибуты архиерейского богослужения, хоругви и другие священные принадлежности храма. В низу грамоты печать, оттиснутая на белой бумаге осьмиконечной звездообразной формы с надписью кругом двуглавого орла: «Святейшаго Правительствующего Синода». По бокам печати на особой бумажке напечатано Комитетом

Комитет состоял:

Из председателя протоиерея Андрея Николаевича Вершинского и вновь поступившего председателя священника Николая Павловича Шиловского, делопроизводителя о.диакона Алексея Захарьевича Садовского, церковного старосты Михаила Яковлевича Кондратьева.

Членов:

Николая Павловича Щелкановцева

Никанора Лаврентьевича Петелина

Ивана Борисовича Холщевникова

Николая Ивановича Карбовского

Евфимии Сергеевой

Грамота следующего размера: вышина ея 11 верш., ширина -7 ½ верш., грамота в багетной рамке за стеклом висит в Алексиевском храме на восточной стороне правой колонны храма.

Из друких документов хранятся в целости в архиве Одигитриевского храма:

Копии метрических книг с 1808 года

Исповедные росписи с 1820 года.

(продолжение будет)

Рославльского уезда села Рогнедина Одигитриевской церкви диакон Алексей Садовский 1904 года Мая 27 дня.

(Продолжение в тетради 4-ой)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *