Рукописи Алексея Садовского. Тетрадь 2-ая

Описание прихода Рославльского уезда

(продолжение)

      11. В Рогнедине есть маслобойный завод фирмы «Братьев Саввы и Никанора Щелкановцеых», на котором пробивают конопляное масло посредством конного привода. Масло сбывают в г. Харьков Акименкову , а конопляные жмыхи частью продаются на месте, а главным образом сбываются в Харьков, Либаву и др.города. В посаде Рогнедина три бараночных заведения и пекарня, где пекутся прекрасные белые хлебе и кислые пеклеванные. В селе Рогнедине (крестьянский поселок) также существует три бараночных заведения, а близ посада кирпичный завод, на котором выжигается в лето более 140 тысяч кирпичей.

     12. Что касается благосостояния жителей прихода села Рогнедина, то относительно посада можно сказать, что они еще живут в относительном довольствии, но гораздо хуже, чем прежде. До проведения Риго-Орловской железной дороги, т.е.до 70-х годов прошлого столетия торговля была очень развита в Рогнедине, так как Рогнедино лежит на торговом пути между гг.Рославлем. Брянском. Калугою и Вязьмою, но с проведением железной дороги соседняя ст.Дубровка Риго-Орловской жел. дор. преобразовалась в торговый поселок, и чрез это более чем наполовину уменьшилась торговля в Рогнедине. К тому же страшные пожары, в особенности наиболее опустошительный пожар, бывший 14 мая 1901 года, вконец подточили и без того незавидное благосостояние почти половины жителей торгового села Рогнедина. Капиталистами в настоящее время можно назвать: Я.Е.Кондратьева, В.С.Венцковского, Е.П.Краснолобова, И.П.Неокладнова, Г.А.Пронина, Г.И.Стульникова, Н-ра П.Щелкановцева, М.Г.Федорова, братьев Карбовских, И.И.Преснова, С.А.Рыбникова, проживающего большею частью в селе Лугах Рославльского уезда, — и только. Относительно же благосостояния жителей деревень и говорить нечего, за небольшим исключением они живут очень бедно. Бывшее крепостничество, следы которого и до сего времени не изгладились, в особенности на крестьянах, принадлежавших г-же Соковниной. Малоземелье, разделы, пьянство, неоднократные пожары и неурожаи последних лет – вот причины бедности крестьян. Как последствие бедности, здесь очень развито нищенство. Здесь регулярно три дня в неделю (воскресенье, среда, пятница) нищие из своих и чужих деревень ходят по домам собирать милостыню; цыганки также сильно надоедают жителям своим попрошайничеством всякой снеди, белья и проч. Для борьбы с одним из местных зол – с пожарами – ровно 12 лет тому назад (27 Апреля 1892 года) основано Рогнединское Добровольное Пожарное Общество, Устав коего утвержден 16 ноября 1891 года Товарищем министра Сенатором Плеве. Общество имеет целью тушение пожаров в селе Рогнедине и в соседних селениях не далее 5-ти верст посредством охотников.

     13.Медицинский пункт с больницею при нем находится в селе Радичах Рославльского уезда, в 15-ти верстах; там же находятся уездный земский врач, фельдшер и акушерка. Вследствие неудобства по разным обстоятельствам (дальность расстояния, плохая дорога, повышенная плата за визит от 3 до 5 и более руб.за один визит) приглашать врача из Радич, тем более, что за доктором нужно посылать извозчика своего или же нанять, жители торгового села Рогнедина по инициативе Совета Рогнединского Добровольного Пожарного Общества сделали подписку на содержание частного вольнопрактикующего врача в с. Рогнедине (300 рублей в год помимо платы за визит от 50 копеек до 2 рублей за один визит), и с декабря 1903 года в Рогнедине имеется частный врач Николай Петрович Ершов. Но, к сожалению, нужно сказать, что и г. Ершов, кажется, уехал из Рогнедина навсегда, так как,отправившись в г. Москву к матери в конце Марта месяца сего года, до сих пор не возвратился в Рогнедино. В Рогнедине имеется и частная аптека, содержимая поляком провизором Ф.И.Хросцицким. Из болезней в приходе села Рогнедина проявляются ежегодно: корь, понос простой и кровавый(дизентерия), скарлатина, а иногда и дифтерит, коклюш; взрослые же нередко умирают от чахотки, удушья и тифа. Многие из простонародья нередко обращаются, помимо врача, за советами к знахарям, лекаркам, костоправам, в особенности при укушении человека или животного змеею, при роже, кровотечении от пореза, от тала, огника, лихорадки и проч.

      14. Прихожане села Рогнедина, хотя народ и религиозный, но не свободный от суеверия и недостатка нравственности. Также страдают многие недостатком правил честности и игнорированием принципа неприкосновенности чужой собственности. Как выдающаяся анормальность в приходе развито воровство и обман, а также и карточная игра даже между крестьянами. Но самое главное зло народа это пьянство и ,как дополнение к нему, сквернословие и драки. До введения казенной винной монополии в Рогнедине (посаде) было 10 кабаков, три трактира, два винных склада и ренсковой погреб, но с введением казенной продажи вина в Рогнедине находится одна казенная винная лавка ( № 308) и два трактира, из них один с января сего года закрыт, и две пивных лавки. Эти мероприятия правительства, т.е. введение винной монополии, послужили лишь к сокращению пьянства, но не к уничтожению оного. Есть в посаде и «Чайная попечительства о народной трезвости», но ощутительной пользы в смысле отвлечения народа от пьянства и нравственного воздействия на него, она не приносит, так как при ней нет ни библиотеки, ни даже читальни.

     15. В Рогнедине (посаде) существуют две школы: двухклассная церковно-приходская и одноклассная земская. Первая школа открыта была по предложению Преосвященнейшего Никанора, бывшего епископа Смоленского, а ныне епископа Гродненского, местным диаконом Алексеем Садовским в его, Садовского, доме 6 февраля 1897 года и по 12 августа 1898 года носила название школы грамоты; диакон Садовский состоял в ней заведующим, учителем и законоучителем; затем 12 августа школа грамоты преобразована была сначала в одноклассную, а потом и двухклассную. С преобразованием школы грамоты в церковно-приходскую школу диакон Садовский был освобожден от занятий в школе без вычета из доходов его, как рукоположенный в сан диакона ранее 1885 года; учителями же с того времени назначаются в школу по определению Смоленского Епархиального Училищного Совета. С октября 1900 года школа помещается во вновь устроенном обширном деревянном на каменном фундаменте здании с железною крышею, на церковной земле, против северной стороны Одигитриевского храма. В настоящее время в школе два учителя, окончившие курс Смоленской духовной семинарии по 2-му разряду: А.А.Вершинский (во 2-м и 3-м отделениях) и А.Ф.Коноплев (в 4-м и 5-м отделениях – 2 класса) и учительский помощник З.Е.Семкин, окончивший курс одноклассной земской школы (в первом отделении – низшем); учительницею рукоделия для девочек состоит с октября 1903 года дочь умершего псаломщика с.Рогнедина, девица Ю.П.Маркова. Вершинский имеет собственный дом, а Коноплев и Семкин пользуются квартирою при училище с готовым отоплением, освещением и прислугою. Заведующим и законоучителем в ней состоит местный священник П.Чаплин, а попечителем – рославльский 2-й гильдии купеческий сын М.Я.Кондратьев, имеющий три шейных серебр. медали с надписью «За усердие» на Станиславской, Владимирской и Александровской лентах. Учеников в 5-ти отделениях школы: мальчиков -80, девочек – 24. Земская же школа находится в устроенном на средства крестьян помещении около Волостного Правления на краю посада, на так называемом общем выгоне. Начало этому земскому училищу положил покойный священник Ник.Григ.Вершинский в начале 2-ой четверти 19-го столетия; помещалась она в его, священника Вершинского, доме, затем три года – в доме его сына, протоиерея Андрея Николаевича Вершинского, ныне тоже умершего, и только уже с 1866 года была устроена школа при Рогнединском Волостном правлении и поступила в ведение Земства. Учительницею в ней состоит окончившая курс Смоленского Женского Епархиального училища Анна Афан.Буренкова, помощницею – окончившая курс Рославльской женской прогимназии Мария Мих. Карпова, законоучителем в ней – местный священник Павел Чаплин, а попечителем – отставной унтер-офицер из рославльских мещан Григ. Иван. Стульников, имеющий на шее серебр. медаль с надписью «За усердие» на Станиславской ленте. Учеников в ней: 86 мальчиков и 7 девочек. Всего же детей школьного возраста в приходе от 8 до 14  лет: м.п.189 и ж.п. 171. Общежития ни при одной из школ не существует. Школьная библиотека имеется при той и другой школах. До 1897 года, т.е. до основания школы грамоты, зачатка церковно-приходской школы, в посаде с давнего времени, кроме земской школы, непрерывно в продолжение полсотни лет существовали еще для детей мещан и дворовых людей частные школы, в коих училищным качествам производились ежегодно экзамены, а учившиеся получали права окончивших курс в одноклассных земских школах. Одним из деятелей в деле просвещения юношества в Рогнедине был ельнинский дворянин Герасим Мих. Орел, содержавший частную школу в своем доме более 30 лет и воспитавший целое поколение. Кроме того, содержали частные школы в посаде Рогнедине как молодые люди, окончившие курс Смоленской  Духовной Семинарии и Учительской Алферовской Семинарии, так и девицы, окончившие курс Смоленского Женского Епархиального Училища. В школах этих обучалось не менее 40 человек обоего пола с платою от 50 копеек до 2 рублей в месяц с каждого ученика или ученицы, смотря по состоянию. В Рогнедине (посаде) существует с октября 1885 года, с разрешения г-на губернатора общественная библиотека для абонирования книг для чтения на дому с платою по 25 копеек в месяц как филиальное отделение Смоленской Публичной библиотеки. До сего времени библиотека не имеет для себя постоянного пристанища. Так сначала она помещалась в доме умершего протоиерея Вершинского под ведением и ответственностью сына его А.А.Вершинского, затем в квартире начальника Рогнединского почтово-телеграфного отделения Н.Д.Дубинина под его же, Дубинина, и ведением, а спереводом Дубинина в ноябре 1903 года на должность помощника начальника Бельской почтово-телеграфной конторы Смоленской губ., библиотечные шкафы перенесены в здание церковно-приходской школы, в квартиру учительского помощника З.Е.Семкина, где и до сего времени находятся. Есть слух, что Смоленское Губ. Земство в последнем своем очередном собрании ассигновало для устройства собственного помещения для библиотеки с залом для чтения 350 рублей единовременно с ежегодною затем субсидией. Здание предположено построить на западной стороне Пожарного Сада, принадлежащего Рогнединскому Добровольному Пожарному Обществу. Из учеников церковно-приходской школы и из любителей пения образован хор под регентством учительского помощника и учителя пения З.Е.Семкина. Этот хор с вознаграждением регента от церкви поет и в храме, а также состоятельные жители приглашают хор певчих за условную плату при погребениях и браках. Жители, прихожане села Рогнедина, с сочувствием относятся к школе, вполне сознавая всю пользу от учения своих детей; школы переполнены учащимися. В церковно-приходской школе по преимуществу обучаются дети жителей всех сословий торгового села Рогнедина (посада). Любителями нередко устраиваются в посаде Рогнедине, летом – в здании Пожарного Сарая, а зимою – в частных домах, спектакли, концерты и танцевальные вечера; в саде же Пожарном устраиваются гулянья с музыкою, иллюминацией и фейерверками, чайным и винным буфетами. Вырученные от устройства этих увеселений деньги поступают или в пользу Пожарного общества, или в пользу местных школ, или же на какие-либо благотворительные дела общегосударственного или частного характера

( продолжение будет)

P.S.  Ответы на дальнейшие вопросы (начиная с 16-го) программы будут составлены и доставлены в самом непродолжительном времени.

Рославльского уезда села Рогнедина Диакон Алексей Садовский

С.Рогнедино 1904г. 4-го Мая

Продолжение в тетради 3-ей

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *