Рукописи Садовского. Тетрадь 1-ая

 

В Смоленском архиве сохранились уникальные записи о храмовом комплексе в Рогнедино, об истории села и его людях. В шести рукописных тетрадях, которые вел с 1904 по 1906 год диакон села Рогнедино Рославльского уезда Алексей Садовский, — бесценные факты, имена, чертежи, даже снимки.

Тетрадь первая

Описание

прихода села Рогнедина Рославльского уезда Смоленской епархии

Составлено в марте-апреле 1904 года диаконом села Рогнедина Алексеем Садовским применительно к программе, выработанной преподавателем Смоленского Епархиального женского училища Иваном Ивановичем Орловским

        1.Село Рогнедино (по старинным актам и документам Рагнедино, Рагредино, Лагредино) Рославльского уезда Смоленской губернии Рогнединской волости VI класса от города Смоленска отстоит в 150 верстах, от уездного города Рославля – в 55 верстах; от ст. Дубровки Риго-Орловской жел.дор. – в 13 верстах. Ближайщия села к Рогнедину:

       а)Рославльского уезда: Кохоново, Пацынь и Бологча – в 8 верстах, Клечетово – в 6 верст., Радичи, Сеславль и Щипонь – в 15 верстах, Федоровское и Пакиничи – в 12 верстах,село Трехбратское (в общежитии Калышкино) – местожительство местного о.Благочинного, свящ. Иоанна Недосекина – в 18 верстах;

       б)Брянского уезда Орловской епархии: Мошенец и Гатьково – в 2 верстах, Молотьково – в 8 верстах, Пятницкое и Снопот – в 10 верстах.

Село Рогнедино с его приходом расположено в юго-восточном углу Смоленской губернии, на самой границе с Брянским уездом, приблиз. под 53 град. северной широты и под 51 мерид. вост. долготы или же под 3-м мерид. от Пулкова. Волостное правление и почтово-телеграфное отделение с Государ. Сберег. Кассою ( № 4 от Центр. Сберег. Кассы Рославльской № 421) находятся в самом селе. Телеграф из Рогнедина идет сначала до ст. Дубровки Риго-Орловской ж.д., а из Дубровки по линии жел.дор.особые провода идут на города Рославль и Брянск. Для корреспонденции всякого рода адрес такой: Рогнедино Смоленской губ. Рогнедино в общежитии носит еще название «посада» и «местечка», так как в нем много живет купцов, мещан и безземельных крестьян, которые занимаются торговлею и разными ремеслами. По испов. росписи за 1903 год домов в самом селе, не считая магазинов, лавок, торговых помещений, складов и общественных зданий, 145. Жителей в самом «посаде или «местечке», кроме деревень, 429 муж.пола и 445 жен.пола, а обоего пола 874 души. Население села (посада) Рогнедина состоит из: духовенства (муж.п.-17, жен.п.-20 душ), дворян (муж.п.3 и жен.п.3), купцов и мещан разных городов (м.п.282, ж.п.276) и безземельных крестьян разных волостей, уездов и губерний (м.п.127, ж.п.146). Но этот сотав жителей посада, так сказать, постоянный, зарегистрированный в испов. росписях, так как, кроме того в Рогнедине проживает много пришлого населения в качестве прикащиков, мальчиков, работников, кухарок, нянек, а осенью, сверх того, приходят в Рогнедино из Жиздринского и Мосальского уездов Калужской губернии крестьяне-«трепачи» числом до 500 человек для трепания пеньки в трепальных заведениях, каковою работою занимаются до конца июня месяца, т.е. до покосов. За последнее десятилетие поселилось также в Рогнедине более 10-ти семейств евреев в качестве торговцев, шапошников, портных, часовых дел мастеров, производителей искусственных фруктовых вод, вязальщиц чулков.

        2.Приход села Рогнедина с полями крестьян и землевладельцев простирается приблизительно: на восток и север до 4-х верст, на юг – до версты и на запад – до 5 верст. Всех деревень, в которых живут исключительно крестьяне, – кроме посада – по официальным названиям шесть, а именно:I.село Рогнедино(древний поселок); II.село Рогнедино Малое (подразделяется на три отдельных селения, называющихся в общежитии Могилевка, Пузынино и Лепешкин Конец, но в документах церковных пишутся под общим названием село Рогнедино Малое);III.дер. Кузеневка; IV.дер.Кузеневка Малая; V.дер.Гатьково(древний поселок) и VI.дер Ормино. Все эти селения находятся в очень близком расстоянии от посада, а именно: дер.Гатьково – в 2 верстах, дер.Ормино – в 4 верстах, а остальные – в одной версте. Препятствий в сообщении с этими деревнями ни в какое время года не имеется. Селения получили свои названия или от имени лиц, кои жили в них, или же от фамилий помещиков- бояр, коим принадлежали эти селения с поселенцами – крепостными крестьянами, так как крепостное право до 1861 года процветало во всей своей силе в приходе села Рогнедина со всеми его (т.е.крепостного права), как передают старожилы, неприглядными сторонами. Так, например, село Рогнедино получило свое название от языческого имени княжны (но не княгини, нужно думать) Рогнеды Мстиславовны, сестры Великого Князя Ростислава-Михаила Мстиславича (подробн. см.ниже в пункте 16-м); Кузеневка и Пузынино – от фамилий помещиков Кузенева и Пузыни; Ормино (в древних актах – Вормино) – от речонки или вернее сказать, ручья Орминки, впадающей в дер.Бабичах Рогнединской волости прихода села Пацыни в р.Габью, впадающую в р.Десну. Объяснить же название дер.Гатькова, близ которой когда-то, в период удельного времени на Руси, собственно и начало существовать село Рогнедино, где были храм, дворец княжны Рогнеды и где, по преданию похоронена и сама княжна,- объяснить, повторяю, трудно. Одно только можно сказать об этой деревне: до конца XVIII-го века село Рогнедино и соседние села – Пацынь, Осавик, Федоровское, Кохоново, Жарынь и проч., т.е. юго-восточная часть теперешнего Рославльского уезда, принадлежали к Брянской округе, а с отделением этих сел к Рославльскому уезду в 2-х верстах от Рогнедина образовалось новое село уже Брянского уезда, носящее название «село Гатьково» (в просторечии – Мозалево); причем селение или дер.Гатьково, принадлежащее к приходу села Рогнедина, носит в общежитии название Старого Гатькова (вероятно ввиду древности поселка), а село Гатьково Брянского уезда носит название Нового Гатькова или Мозалева. Селение же или дер.Лепешкин Конец получило название от Лепехи, прозвания или фамилии одного крестьянина, который первым поселился в нем.

        3.Поверхность прихода села Рогнедина холмистая, с большими оврагами; все селения за исключением собственно посада, затем села Рогнедина и двух Кузеневок, расположены на гористых местах, над оврагами. Преобладающие почвы – супесок и приподь с глинистою подпочвою. Посад или местечко Рогнедино ( где живет духовенство, торговый и ремесленный люд) – самый жизненный нерв прихода, окружает с юга, юго-запада и запада болотистая местность, на которой когда-то было озеро, но лет 20 тому назад озеро спущено, проведены канав, и болото стало пересыхать. На осушенных местах косят траву, почвы на болоте – чернозем-торф.

       4.Рек, ни в посаде Рогнедине, ни во всем приходе, нет. Но близ села Рогнедина, как упомянуто выше, есть болото, из которого вытекают два ручья, которые в южной части посада, между посадом и дер.Малой Кузеневкой, сливаются и носят название ручья или речонки Тущи.; рыбы в это речонке в пределах прихода села Рогнедина никакой почти нет, так как на этой речонке близ дер.Кузеневки находится кожевенный завод; для питья же жители пользуются, как в посаде так и в деревнях, колодезною водою, не везде удовлетворительною. В дер.Ормине также протекает ручей или речонка Орминка, она выходит из болота, называемого «Утвино»; во время засухи летом речонка эта местами вовсе пересыхает, весною же во время половодья бывает глубока, и в ней остается рыба, заходящая из р.Габьи, преимущественно щуки, окуни, плотва, раков же вовсе нет. Весною дождевые осадки бывают с половины апреля месяца до половины мая, затем с конца июня до 8 июля и с половины августа до заморозков. Зимний же осадок (снег) окончательно начинается с половины декабря, а иногда и с начала января, тогда же устанавливается и санный путь. Климат летом – жаркий, осенью – сырой, зимою морозы доходят до 30 град.

      5.Местность, занимаемая приходом села Рогнедина, большею частью обнажена от лесов, изредка только встречаются кустарники и дровяные (березе, осина) участки, строевого же леса вовсе нет; да и то эти участки леса (рощи) принадлежат не крестьянам, а трем землевладельцам: д.с.с Дим. Никол. Соковнину, генералу Фил. Ник. Добрышину и вдове генерала от инфантерии Марии Генриховне Дудинской. Из полевых ягод по пасекам растет лишь земляника, а из грибов растут почти все породы, как то: черные грибы, боровики, маслянки (козлы), рыжики, волнянки, сыроежки, подорешины, белянки, опенки, мухоморы и проч. Из хищных животных водятся волки, тхори. Но особо замечательных животных в районе прихода села Рогнедина нет.

      6. Количество населения в приходе села Рогнедина, включая и посад, по исповедным росписям за 1903 год следующее: I.по части священника Павла Чаплина а)от рождения до 7-го года включ.- м.п.123, ж.п.125; б)от 8 лет и выше – м.п.517, ж.п.536. Итого: м.п.640, ж.п.661, обоего пола – 1301 душа. II.по части священника Алексея Овсянникова а)от рожд. До 7-го года включ. – м.п.140, ж.п.138; б)от 8 лет и выше – м.п.498, ж.п.524; итого м.п.638, ж.п.662; обоего пола – 1300 душ; а всего по двум частям: м.п. -1278, ж.п. -1323, а всего обоего пола – 2601 душа. Ревизских душ в приходе 416, что полагая по 4 десят. на душу, составляет 1664 десятины. Все население прихода села Рогнедина принадлежит к великорусскому племени, хотя есть несколько семейств евреев (семиты), два немца (1м.п., 1ж.п.), один поляк. По сословию население разделяется на духовенство(17м.п. и 20 ж.п.), дворян (3м.п. и 3 ж.п.), купцов и мещан (м.п.282 и ж.п.276) и крестьян (м.п.980, ж.п.1028). По вероисповеданию положительно весь приход принадлежит к православной вере (м.п.1277, ж.п.1323), только лишь несколько человек инославного исповедания и раскольников, а именно: 1 католик, 1 лютеранин, 1 лютеранка и раскольников- окружников австрийского священства – м.п.4, ж.п.4. Дворов же всех: а) в посаде Рогнедине (духовных, дворян, купцов, мещан и безземельных крестьян) 145; б) во всех остальных селениях -232 двора. Что касается вышеупомянутых раскольников, то в Рогнедине (посаде) есть одно только семейство, переселившееся несколько лет тому назад из дер.Дворца Тихоновской волости Калужской губ. и уезда, да и то последних двое детей этого раскольника крестьянина Тимофея Иван. Сорокина крещены, согласно, желанию родителей, по православному обряду.

       7. Все население прихода села Рогнедино можно по занятиям разделить на два разряда: на жителей посада Рогнедино и жителей деревень. Жители посада принадлежат к торговому, ремесленному и промышленному классам, а жители деревень исключительно к земледельческому классу. В посаде Рогнедина есть магазины, лавки и лавочки, в коих продают всевозможные товары: мануфактурные, колониальные, бакалейные, железные, скобяные, москательные, фруктовые, сельскохозяйственные, кожевенные, съестные. Из перечисленного рода товаров особенно прибыльны для торговцев товары мануфактурные, как потому, что ими торгуют всего лишь две родственные между собою фирмы: Я.Е.Кондратьев и Т.Д.Беляков, не имеющие себе конкурентов и потому продающие этот товар чуть не вдвадорога, так и потому, что товары продаются этими фирмами малодоброкачественные (т.е.дешевое идет за дорогое). Многие из купцов и мещан занимаются скупкою пеньки, замашки, хлопка, тряпья, конопляного и льняного семени, ржи, овса, ячменя. Пенку сырцом или трепаную отправляют в Ригу или Ржев, или же в Кенигсберг (Пруссия), а льняное семя и коноплю в Рославль на завод к Мухину; сельскохозяйственные же продукты (рожь, ячмень, овес) имеют местный сбыт. Более состоятельные купцы поручают прасолам скупать в деревнях и на местном базаре пеньку, льняное семя и коноплю. Кроме того, очень многие из жителей посада занимаются ремеслами: сапожным, кузнечным, слесарным, медным, столярным, портняжным, веревочным, малярным, а также печением булок, баранок, пряников (из патоки). В летнее же время до 10-ти семейств берут у землевладельцев и у духовенства в аренду огородную землю и занимаются огородничеством, т.е. сеют огурцы, свеклу, морковь, капусту; в урожайные годы огородники продают кочны капусты даже в города Рославль и Смоленск. Очень много занимаются также в летнее время откупом садов в соседних селах и нередко даже в отдаленных имениях Брянского уезда; яблоки же сбывают в Москву. Между жителями торгового села Рогнедина есть и лесопромышленники. Одни из них скупают у соседних помещиков дровяные дачи, разрабатывают их и часть материала и дров продают местным жителям (кубич.саж. березовых дров стоит с доставкою 13 руб., а трехаршинных дров – 10 руб.); а лучшие дрова доставляют на жел.дорожные станции Дубровку и Сещу Риго-Орловской жел. дор. Другие же скупают на сруб строевой лес всевозможных пород в Брянском уезде и сплавляют его по рекам Ветьме, Десне, Днепру в Брянск, киев, Екатеринослав и в другие южные города России; липу же скупают на лыки («явка») и также отправляют на юг. Некоторые же жители занимаются мясоторговлею и скотопромышленничеством, а потому ежегодно ездят пред Пасхою в Гадяч Полтавской губернии и в другие города, скупают там рогатый скот, преимущественно волов и овец, которых по откормке за лето на распасах в Брянском уезде продают в города Рославль, Смоленск и Москву, и даже на ст. Бежицу Риго-Орловской ж.д. Кроме местных цыган, три местных барышника торгуют лошадьми, которых приводят из Воронежской и других южных губерний. Луга есть только у землевладельцев гг.Соковнина и Добрышина, а у крестьян, прихожан села Рогнедина и у духовенства почти совсем нет лугов, и потому почти все берут себе луга, где кому видно, но преимущественно в соседнем Брянском уезде, близ рек Габьи и Десны, платят от 12 до 27 руб. за десятину, смотря по качеству травы. Травосеянием по своему малоземелью и некультурности крестьяне вовсе не занимаются; сеют же красный клевер, тимофеевку и вику лишь в экономиях гг.Соковнина, Добрышина и Дудинской. Цена десятины клевера с уборкой на продажу колеблется от30 до 50 рублей. Пчеловодством во всем приходе занимаются серьезно 5 человек только. Выдающимися хозяйствами можно назвать только экономии Соковнина, Добрышина и Дудинской, так как там и пашут плугами, и молотят конными молотилками, и веют на сортировках, и сеют конными сеялками, зато и хлеба родятся хорошие, тогда как крестьяне сплошь и рядом употребляют в земледелии простые сохи, причем изредка кто имеет веялку, а молотят и сеют руками. Что же касается того, из каких элементов состоял приход села Рогнедина в древнее время, неизвестно. Известно только, что до 1748 года приход состоял из многих деревень, из коих потом образовались приходы соседних сел Брянского уезда Мошенца и Гатькова, а в 40-х годах 19-го столетия дер.Космядино отошла к приходу села Клечетово. В 1748 году дворов во всем приходе было 205. С течением времени село (посад) Рогнедино все росло и росло, так что в настоящее время представляет собою благоустроенное местечко, в котором процветает торговая жизнь и деятельность. Должно думать, что до конца 18-го столетия жители исключительно сотояли из крестьян. Но в конце 18-го века и в начале 19-го помещик корнет Николай Федорович Бородовицын начал вызывать для поселения в селе Рогнедине городских жителей, уроженцев Калужской губернии. Эти первые поселенцы были заражены расколом, так что только ревности бывшего в с.Рогнедине священника Николая Вершинского эти отпадшие члены церкви обязаны обращением своим в православие. Много пришлось потрудиться этому доблестному пастырю на поприще миссионерской деятельности среди зараженных расколом новых поселенцев Рогнедина. Зато труды его увенчались полным успехом, к концу его жизни, т.е. к началу 70- годов прошлого столетия раскол исчез из села Рогнедина. Только несколько семейств (да и то только старшие, старики) и до сих пор придерживаются еще двоеперстия, имеют у себя старинные церковные книги и иконы и воздерживаются от курения табака; во всем же остальном они ничем не отличаются от православных. Мало помалу начали переселяться в Рогнедино мещане и из других городов, но преимущественно из Рославля, и таким образом было заселено обширное село (теперь посад или местечко). Помещики Бородовицыны и А.Н.Соковнина и их наследники давали сначала земли в аренду для селитьбы поселенцам на льготных условиях, затем плата все возрастала, так что в последнее десятилетие прошлого столетия арендная плата за землю возросла, смотря по удобству местности, от 6 дл 20 копеек за кв. сажень в год. В настоящее время до 40 семейств владеют собственно селидебною, а иные и огороднею землею, приобретенною ими по купчей крепости у помещиков в разное время. Все прихожане за малым исключением в настоящее время православные русские люди, преданные душою своей Св.Матери церкви.

      8. Некоторые из крестьян, жителей прихода села Рогнедина, кроме земледелия, занимаются в зимнее время выделкою самопрялок и гребней, которые продают на местном базаре, главный же заработок для местных крестьян во весь год это извоз, т.е. привозка и отвозка товаров со ст.Дубровки Риго-Орловской жел.дор. и из Рославля в Рогнедино и обратно. Есть также несколько ручных масляных заводов, каковым ремеслом в домашних «маслянках» занимаются с половины октября до страстной недели.

       9. Отхожими промыслами жители прихода села Рогнедина почти не занимаются. Только человек около ста со всего прихода, преимущественно молодых и средних лет, проживают ежегодно на южных рельсопрокатных заводах и в шахтах, а также на рыбных промыслах в городе Екатеринославе и его уездах, Царицыне, Таганроге, Керчи, Мариуполе, Ростове на Дону и др. Кроме того, некоторые имеют заработок на рельсопрокатном заводе при ст.Бежице Брянского уезда. Других же отхожих промыслов местные крестьяне не знают.

     10. Главный рычаг жизни села (посада) Рогнедина это торговля в лавках и на базаре всевозможными товарами. Каждое воскресенье в Рогнедине бывает базар или рынок на четырех площадях и пяти улицах, на который местные крестьяне (иногда верст за 25 и более) привозят для продажи: хлебные и масляничные семена, пеньку, лес, дрова, сено, птиц домашних (живых и битых), свиные туши, свежую рыбу, разные деревянные и железные изделия, мед, щетину, воск, а также приводят коров и лошадей, — и все это в Рогнедине сбывают, покупая то, что крестьянам нужно. С какого времени установился базар, определенно сказать нельзя, но несомненно, что с половины XIX cтолетия, когда село Рогнедино приняло вид уже благоустроенного торгового местечка. Посредниками на базаре между крупными торговцами и продавцами часто бывают мелкие прасолы и скупщики.

Примеч. Сведения на остальные пункты программы будут представлены вскорости в следующих тетрадях.

Села Рогнедина Диакон Алексей Садовский, 1904г. 21-го Апреля

Продолжение в тетради 2-ой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *